Альфред Уоллис — английский художник, моряк, представитель наивного искусства. Его живописные описания Корнуолла начала 20го века в наше время очень востребованы среди ценителей искусства за свою чистоту и выразительность, “детскость”, простой эмоциональный посыл. Он был самоучкой и никогда не брал уроков живописи.
С девятилетнего возраста выходил в море юнгой и коком. Едва грамотный Уоллис представлял собой классический пример примитивного художника-самоучки, инстинктивно нашедшего способ выразить свой мир через изображения. Он так и остался примитивным художником, несмотря на интерес к его произведениям известных людей, специально приезжавших к нему, и продолжал в качестве холста использовать куски картона.
Альфред Уоллис, родился 18 августа 1855 года в Девенпорте, Девон, Англия. После окончания школы Альфред пошёл учиться делать корзины, прежде чем стать моряком на торговом судне в 1870х годах. В 1880х годах стал рыбаком. Он плавал на шхунах через Северную Атлантику между Пензансом и Ньюфаундлендом.
Уоллис женился на Сьюзен Уорд в церкви Святой Марии в Пензансе в 1876 году, когда ему было 20 лет, а его жене был 41год. Он стал отчимом ее пятерых детей. После свадьбы Уоллис продолжал трудиться как глубоководный рыбак в Ньюфаундленде. Первое время это позволяло ему заработать хорошее содержание для семьи. После смерти двух своих маленьких детей Альфред перешел на местную рыбалку и трудился в Пензансе.
Уоллис с семьёй переехали Сент-Ив, Корнуолл, в 1890 году, где он зарекомендовал себя как дилер морских магазинов, покупал металлолом, паруса, веревку и другие предметы. В 1912 году его бизнес «Уоллис, Альфред, дилер морских магазинов» закрылся, и Альфред перебивался случайными подработками и работал в местном антикварном магазине господина Броора, где получил начальное представление о предметах мира искусства.
После смерти своей жены в 1922 году начал писать картины, как он говорил в письме Джиму Эде, за компанию.
Его картины — это превосходный пример наивного искусства, в них полностью игнорируется перспектива, масштабы объекта часто зависят от его относительной значимости в сцене. Многие его работы по стилистике напоминают картографические изображения. Уоллис писал свои морские пейзажи по памяти, в значительной степени потому, что ему был хорошо знаком мир моряков. Альфред Уоллис был полностью погружён в быт и работу рыбаков, ему не требовались дополнительные наблюдения и методы изучения. Он выражался об изображаемых объектах, как о вещах и событиях, всплывавших из памяти, чтобы никогда не вернуться обратно в его мысли. Он говорил, что у него нет времени исправлять картины, если краска положена не та и не там. При очевидной наивности, его произведения глубоко продуманы и четко выстроены. Уоллис всегда пытался создавать правдивое изображение и делал это с изяществом и искренностью. Когда Уоллис работал над картинами, ловля неводом ушла в прошлое, но он хорошо помнил, как это происходило. Уоллис писал со стремлением точно передавать цветовую гамму. Художник был стеснён в средствах, поэтому чаще всего экспериментировал с материалами. В основном, его живописные картины написаны на картоне, полученном от упаковочных коробок, досках, консервных банках. Часто картоны оказывались неправильной формы. Красочная палитра его работ ограничена цветами, купленными у корабельных лавочников. Это были материалы, использовавшиеся для окраски лодок. Такой метод вполне соответствовал замыслу художника: вспомнить годы юности, когда для ловли сардин применялись неводы с грузилами и поплавками.
Во многих отношениях, решение Альфреда Уоллиса приобщиться к живописи, стало очень своевременным. В 1928 году, через несколько лет после того, как он начал рисовать, художники Бен и Винифред Николсон и Кристофер Вуд приехали в Сент-Ивз и создали своебразную творческую колонию. Они очень обрадовались знакомству с Уоллисом и отметили его подход к живописи, очаровывающий своей непосредственностью, наивностью, бесхитростностью, чистотой и простотой. Позднее Бен Николсон говорил, что картины Альфреда Уоллеса — это сами события, а вовсе не их изображения. Эффект усиливается благодаря неправильным формам объектов, использованных вместо холстов. Благодаря Бену Николсону, Альфред Уоллес вошёл в круг наиболее прогрессивных художников работавших в Великобритании в 1930-х годах.
Однако, скорее, Уоллис повлиял на современное ему наивное искусство, чем наоборот: сам он продолжал писать в своей манере, не претерпевшей каких-либо изменений. В своих изображениях Корнуэлла художнику удаётся гармонично сочетать ясность, чистоту, стиль, подкупающий своей детскостью и, в это же время, опыт и взгляд пенсионера, большую часть своей жизни проведшего в море.
Уоллис переживал из-за того, что его известность повлияла на отношения с соседями, которые стали считать его тайным богачом. В действительности же, ему удалось продать несколько картин, но художник продолжал жить в нищете. Большую часть своих картин Уоллес дарил друзьям или очень дёшево продавал любому желающему купить. В настоящее время, картины Уоллиса продают за десятки тысяч и их можно найти в коллекциях и галереях по всему миру, в том числе в галерее Тейт в Лондоне. Картина маслом “Шхуна в гавани Сейнт Ив”, которую он создал на оборотной стороне коробки от чая Липтон, размером 15 на 20 дюймов выставлена на аукцион, и ожидается, что будет продана не менее, чем за 50 000 фунтов стерлингов. Картины, написанные на оборотных сторонах упаковок сигарет продаются за суммы от 2500 до 5000 фунтов стерлингов.
Искусство Альфреда Уоллиса стало тем, что выросло из корнуэльских земли и морей, тем, что отразило сущность этих мест. Простые морские пейзажи, лодки, корабли, деревья, здания — ежедневная размеренная жизнь.
Все, кто добывал себе средства для существования рыбацким трудом, переживали в жизни драматические моменты, но немногие переживали такое количество крушений, как Уоллис. Катастрофа, произошедшая с пароходом “Альба”, произвела на него особо сильное впечатление. Огромные водяные валы раскололи пароход надвое, а спешащее к месту катастрофы спасательное судно запаздывает. Уоллис, словно Божьим оком, смотрит на мир разбушевавшейся воды и на далекую землю. Именно его непосредственность наполняет картину криком отчаяния.
Дом Уоллиса в самом сердце Сейнт-Ив сейчас принимает посетителей, желающих ознакомиться с местом, где жил и творил знаменитый художник наивного стиля. Коттедж работает как мини-отель, помещения сдаются в краткосрочную аренду. Дом полон копий его живописных работ, оригиналы которых хранятся в галерее Тейт.
Альфред Уоллис умер без гроша в кармане 29 августа,в 1942 году в работном доме в Мадроне неподалёку от Пензанса.