Кристофер Вуд — английский художник наивного стиля

Кристофер Вуд — английский художник наивного стиля

Кристофер Вуд — английский художник, проживший насыщенную творчеством, но очень короткую жизнь. Родился 7 апреля 1901 года в Ноусли, недалеко от Ливерпуля. Получил образование в колледже Мальборо в графстве Уильтшир, затем переключился на медицину и архитектуру, прежде чем продолжить художественную карьеру. Много путешествовал по всей Европе и Северной Африке, переживая новый культурный опыт.

Christopher Wood

Christopher Wood

Подобно другим ярким художникам, Вуд увлёкся искусством, восстанавливая силы после болезни. В 1920 году, французский коллекционер Альфонс Кан пригласил его в Париж, где 1921 году Вуд изучал рисунок в Академии Юлиана. Несмотря на то, что Вуд короткое время обучался в Париже, в основном он был самоучкой. Он занимался самообразованием по принципам современного ему искусства. В первую очередь, следуя лучшим образцам постимпрессионизма, кубизма и фовизма. Вуд вдохновлялся работами Поля Сезана, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Матиса, Анри Руссо, а также Пабло Пикассо и Жана Кокто, с которыми был знаком лично. Кристофер Вуд органично вписался в парижский бомонд. Он повлиял на французское искусство, добавив очень личную лирическую свежесть и силу своего видения, создавая “модную неуклюжесть”. Вуд был единственным английским художником своего поколения, которого приняло европейское общество и представители искусства. Также пользовался признанием у своих современников в родной Великобритании. В 1922 году он говорил, что решил пытаться стать величайшим художником из когда-либо живших. Осознавая, что для достижения цели надо ударно трудиться, работал на износ, сверх человеческих способностей, был невероятно продуктивен и плодовит, когда дело касалось творчества.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

В 1920 годы в Париже главенствовала декадентская гедонистическая культура, совсем иная, чем в степенной послевоенной Англии. Париж был центром артистического мира, где балетные “Русские Сезоны” Дягилева ярко воплощали в себе захватывающий мир фантазий.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Живописное искусство Вуда стремилось к идеалам простоты, наполненной глубоким внутренним содержанием. Но образ жизни молодого художника и живописные идеи резко противоречили друг другу. Этот диссонанс был источником его креативности, а также глубокого внутреннего напряжения и эмоциональной нестабильности. Его индивидуальный наивный стиль балансирует между традиционными живописными формами и новым абстрактным стилем. Стиль художника состоит из формального следования стилистическим аспектам, таким как: жёсткость манеры письма, декоративность узоров, упрощённость форм, и глубокой симпатии к простому подлинному опыту. Благодаря слиянию имитации и самобытности, Вуд занял своё место среди художников наивного стиля.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

В 1923 году Вуд увидел задник сцены и костюмы, разработанные Пикассо для балета Дягилева. При поддержке Кокто, Вуд питал надежды работать над дизайном для балета. Хотя первоначально Дягилев отклонил идеи Вуда, в 1926 году художник был приглашён для подготовки сцены и костюмов для балета “Ромео и Джульета”. Вуд стал первым и единственным англичанином, работавшим над дизайном для Дягилева. К сожалению, из-за разногласий работа не получила своего воплощения. Но интерес Вуда к проектированию для балета не угас и воплотился в 1930 году в балете Чарльза Кокрейна “Лунапарк”, заявленном как “фантастический балет в одном действии”. Балет повествует о группе незадачливых актёров цирка, вынужденных работать бесплатно в реальном мире, демонстрируя свои уродства. Связью с театром, а также темой идентичности и маскарада пронизана большая часть картин Кристофера Вуда, вливая в них тревожное чувство необъяснимой эмоциональной драмы.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

В 1926 году Вуд познакомился с Беном и Винифред Николсон. Знакомство оказалось судьбоносным, у художников завязалась длинная и прочная творческая дружба. Согласно первому впечатлению Винифред, Вуд был первым живописцем Англии, его видение было верным, хватка реальна, его сила в самой жизни. В картинах Вуда Николсоны увидели соответствующие собственным творческим принципам ясность и смелое использование цвета. Вуд присоединился к художественной группе “7&5” и принял участие в ежегодной выставке в начале 1927 года в галерее Изящных Искусств, что упрочило позицию художника на арт-сцене Лондона. В разные этапы своей карьеры Вуд находился под влиянием различных художников. Но Винсент Ван Гог оставался центральной ролевой моделью, с образом которой Вуд себя идентифицировал. Вуд читал письма Ван Гога и в письмах к своей матери отмечал Ван Гога как замечательную личность, постоянно борющуюся с болезнью, безденежьем, отсутствием признания и продаж своих картин. Также Вуд отмечал взаимосвязь между искусством кумира и собственной жизнью. Вуд постоянно искал эту связь в своей жизни, думая, что должен вести тихую жизнь среди рыболовецких общин Корнуэлла и Бретани. Он чувствовал, что это приведёт к большей ясности и чистоте в его работах. Чего не мог добиться, ведя богемный образ жизни в Париже.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Большое влияние на развитие творчества оказала совместная поездка с Николсонами в Корнуолл, где художники познакомились с бывшим рыбаком и художником-примитивистом Альфредом Уоллисом. Вуд, как и многие его современники, стремился не показывать вещи с высоты опыта и прожитых лет, а писать будто самый маленький ребёнок, у которого ещё нет никакого жизненного опыта, пережитых впечатлений, просто перечислять предметы такими, как он видит. Несмотря на намеренную детскость, Вуд тщательно продумывал какой должна быть готовая картина, это известно благодаря сохранившимся подготовительным рисункам. Художник моделировал сложные сочетания линий и цветов, создавал плотно структурированные и строго упрощённые композиции.

Christopher Wood

Christopher Wood

В простой жизни рыбаков Вуд нашёл предмет своего искусства, подобно тому, как ранее Ван Гог нашёл цель своей живописи в изображении сцен жизни крестьян и рабочих людей. Там он смог глубоко и непосредственно прочувствовать жизнь, отозваться своей живописью. Вуд начал экспериментировать, сочетая фантазию, вымысел, воспоминания и наблюдения в своих картинах, двигаясь к личному символизму, исходящему из реально пережитого опыта. Человеческие страсти на самом высоком уровне, мистическая мысль, путешествия за горизонт повторялись во всех работах художника и достигли предельной насыщенности. Магическое свойство местности, где можно углубиться в мир мечты.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

В Корнуэлле Вуд создал свои наиболее зрелые работы. Однако простые цели жизней коренного населения лишь акцентировали внимание художника на беспорядочности собственной жизни, усиленной влиянием опиума. Работы “Зебра и парашют” и “Тигр и Триумфальная арка”, возможно стали бы началом нового стиля Вуда. Содержание работ сюрреалистично и смысл загадочен.

Christopher Wood

Christopher Wood

В 1930 году Вуд вернулся в Париж, организовав совместную с Беном Николсоном выставку “Les Deux Peintures Anglais”. Совершил путешествие в Требуль, где у художника был период напряжённого производительного труда, когда менее чем за 6 недель он создал более 40 картин.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

В 1930 году Кристофер Вуд отправился в Англию, навестить мать и сестру. Там, возможно, страдая от синдрома отмены опиума, Вуд трагически погиб под колёсами поезда в возрасте 29 лет. Посмертная выставка работ Вуда в 1938 году прошла в галерее Редферн в Лондоне и оказалась очень популярной. Она привлекла более 50000 посетителей.

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood

Christopher Wood