Эрик Равилиус – один из самых знаменитых британских художников, литографов, дизайнеров и ксилографов 20-го века – родился 22 июля 1903 года в западном районе Лондона под названием Эктон, но вырос в известном курортном городке Истборн в графстве Восточный Суссекс.
Впервые его талант к искусству и живописи проявился в 16 лет, когда он получил грант на обучение в Художественной школе Истборна. Спустя всего несколько лет, в 1922 году, он получил ещё один грант, позволивший ему продолжить обучение в Школе дизайна при Королевском художественном колледже. Там он знакомится с ещё одним будущим великим английским художником Эдвардом Боуденом (1903-1989), а в 1924 году его учителем становится известный британский сюрреалист и военный художник Пол Нэш (1889-1946), дружбу с которым Равилиус сохранил на всю жизнь.
Именно Пол Нэш, высоко оценив мастерство работ Равилиуса, предлагает в 1925 году включить его кандидатуру в состав Общества ксилографов Великобритании и впоследствии помогает ему получить первые заказы.
Закончив обучение в 1925 году, Эрик Равилиус устраивается преподавать на пол-ставки в Художественной школе Истоборна, а с 1930 года преподает ещё и в Королевском художественном колледже. В том же году он женится на Айлин Люси Гарвуд (1908-1951) – выдающейся художнице и гравёре. Впоследствии она часто помогала ему в работе, например, при росписи стен отеля Мидлэнд города Моркам.
Всего за свою жизнь Равилиус создал более 400 гравюр-иллюстраций и более 40 литографических дизайнов для книг и публикаций. В 1926 году лондонский издательский дом Джонатан Кейп поручает ему придумать иллюстрации к одной из книг – эта работа становится первым крупным заказом художника. Ещё через 2 года Равилиус вместе со своим другом Боуденом начинает работу над своим первым серьезным проектом – роспись стен для помещения столовой колледжа Морли в Ламбете, боро Лондона. Эта работа заняла у художников целый год. К сожалению, в 1941 году здание подверглось бомбардировке и было полностью уничтожено. После окончания этого проекта Равилиус продолжает работать как на крупные компании (в том числе, Lanston Corporation), так и на небольших, менее коммерческих издателей – Golden Cockerel Press (для них художник создает иллюстрации к очередному изданию «Двенадцатой ночи»), Curwen Press и Cresset Press.
Основное вдохновение для своих работ художник черпал в сельских пейзажах Грэйт Бардфилда и Касл-Хедингема в графствах Суссекс и Эссекс. Основная тематика его картин — это сцены повседневного быта и характерные черты традиционной английской провинциальной жизни, которая расцвела в короткий промежуток времени между двумя войнами. Особенно вдохновляющим для него был ландшафт района Саут Даунс около деревни Беддингем, графство Восточный Эссекс. Однако его изображения южных районов Британии не оставляли впечатление безмятежного быта, от них веяло холодом и безэмоциональностью, его мир будто замер в напряженном ожидании. Равилиус обычно использовал сдержанную палитру, кроме того, обращался к сухой живописи, часто использовал штриховку и растушевку, оставляя среди красок много «островков» белой бумаги. Акварельную краску художник тоже использовал на свой особенный манер: он рисовал, по выражению английкого поэта Р.Л.Биньона, «умирающей кистью», — используя очень малое количество воды, не разводя краску и накладывая отдельные мазки, не создавая таким образом эффект всеобъемлемости и не оставляя себе возможности «схалтурить». Равилиус отрицательно относился к яркому солнечному свету и зеленому цвету весенне-летней природы, предпочитая творить под серым или облачным небом или работать в зимнее время года. Он предпочитал непритязательный пейзаж грандиозному, неопределенные приглушенные тона – ярким. Художник безустали напряженно творил под открытым небом, создавая образы полупустых деревенских улиц или безлюдных одиноко стоящих склонов, до тех пор, пока краска не замерзала на кисти или пока бумажный лист не промокал от снега.
Находясь под впечатлением от работ немецкого художника-неоклассика Иоганна Йоффани и стараясь разнообразить свою технику, Равилиус обращается к написанию картин маслом. Но этот период длится недолго, и он снова возвращается к акварельным краскам. Он даже придумал собственный способ по закреплению краски, обнаружив, что она гораздо лучше держится на бумаге, обратная сторона которой слегка смочена водой. Кроме того, акварельные краски, в отличие от масляных, были гораздо удобнее – уничтожить неудавшуюся картину было значительно проще.
На стиль художника и создаваемые им образы определенное влияние оказал модернизм. Сцены сельской безмятежности соседствовали и резко контрастировали с опорами линий электропередач, ограждениями и строительными котлованами. Равилиусу всегда нравилось совмещать противоположности: старое и новое, естественное и искусственное, созданное человеком, — здание на фоне природы, сельскохозяйственная техника в бескрайнем поле, или самолет или салют в небе. При этом полное отсутствие людей – фермеров, рабочих или пешеходов – привносило определенную нотку грусти в трогательную красоту картины в целом. Равилиус любил изображать архитектуру, дороги и ограждения, создающие цельный образ, людей же, наоборот, стремился оставить за кулисами. Комбинация природы и свидетельств человеческого присутствия в полной мере отражают силу ландшафта Суссекса и неукротимость живописи Равилиуса.
Furlongs The Sussex Downs
В 1930-х годах художник начал создавать более крупные композиции с использованием более широкой палитры цветов, что в результате привело его к использованию литографии. Он выполнил оттиск порта Нью-Хейвен для каталога «Современные литографии», а также комплект полностраничных литографий для книги High Street, демонстрирующих очарование викторианских магазинчиков на оживленных улицах города.
В 1936 году известная английская компания Веджвуд предложила Эрику Равилиусу заняться разработкой дизайна для посуды из керамики. Среди предметов, созданных по его дизайну, были кружки Коронация короля Георга VI (1937) и Алфавит (1937), фарфоровые наборы Afternoon Tea (1938), Travel (1938) и Garden Implements (1939) и кубок для Boat Race Day (1938). Производство керамических изделий по дизайну Равилиуса продолжалось и после его смерти вплоть до 1950-х годов. Однако Равилиус пробовал работать не только с керамикой: в 1934 году компания Stuart Crystal предложила художнику разработать дизайн изделий из стекла. Кроме того, он создает дизайн для графических рекламных изображений для Управления лондонского транспорта и предметов мебели для Dunbar Hay в 1936 году.
Алфавит (1937)
Коронация короля Георга VI (1937)
Кубок для Boat Race Day (1938)
Travel (1938)
Garden Implements (1939)
Художник продолжает экспериментировать и пробует применять свой талант в различных сферах. Так, под влиянием своего учителя и старшего товарища Пола Нэша он обращается к ксилографии – гравировке по дереву. Его первой работой стала ксилогравюра для альманаха Lanston monotype в 1929 году, изображающая меловую фигуру «Длинного человека из Уилмингтона».
Спустя 10 лет он снова возвращается к теме Уилмингтонского гиганта и принимается за серию акварельных рисунков, изображающих такие известные меловые фигуры, как Уффингтонская белая лощадь, Великан из Серн-Эббас и Белые лошади в Уэстбери. В 1938 году по заказу альманаха Wisden Cricketers он выполняет ксилогравюру, изображающую двух викторианских джентельменов, играющих в крикет. Результат настолько впечатлил заказчика, что изображение стало печататься на каждой обложке альманаха.
Стоит отметить, что на его стиль создания ксилогравюр значительное влияние оказали работы английского художника, резчика по дереву и гравёра по меди Томаса Бьюика (1753-1828).
В 1939 году, перед самым началом Второй мировой войны, Равилиус начал работать над серией меловых фигур, вероятно, символизирующих собой как непокорность и английский характер, так и результаты влияния человека на природу. Как и на большинстве других пейзажей художника, на этих работах отсутствуют люди как таковые, однако создается ощущение влияния человека на мир. Эрик Равилиус намеревался использовать меловые фигуры для детской книги из серии Puffin Picture Books, но, к сожалению, его преждевременная смерть помешала этим планам осуществиться.
В декабре 1939 года по приглашению Равилиус Совещательного комитета военных художников занимает позицию штатного оплачиваемого художника. Ему присваивают звание Почетного капитана Морской пехоты Великобритании и переводят в Адмиралтейство. В феврале 1940 года его направляют во Флотский экипаж в Чатеме. Именно в это время он пишет свои знаменитые картины, изображающих военной-морской и воздушный флот и сооружения береговой обороны во всех подробностях. Впоследствии многие из этих рисунков были выставлены в Имперском военном музее в Лондоне.
«Колесный пароход» акварель 1938
«Ward Room Number 2» литография 1941
«Буря» акварель 1941
Как прежде он наслаждался изгибами фермерской техники, так теперь он находит визуальное удовольствие в боевой технике – от подводных лодок до винтовых пропеллеров. Однако даже к военной тематике художник подошел по-своему: в его работах не было ни ужаса, ни смерти, ни военных действий, за исключением двух рисунков, изображающих оружейную стрельбу. После того, как его перевели под управление ВМС, и он стал проводить много времени в море, он опять-таки замечал не угрожающие подводные лодки или зимний холод, а ситцевые занавески в кубрике. Он говорил, что пребывание на флоте стало интересным опытом, даже бомбардировки он называл чудесным фейерверком.
24 мая 1940 года Равилиус отправляется в Норвегию на борту эскадренного миноносца HMS Highlander, сопровождающего крейсер HMS Glorious и силы, направленные на захват порта Нарвик. Находясь непосредственно на палубе миноносца, Равилиус изобразил ряд сцен военных действий с участием HMS Glorious и авианосца HMS Ark Royal. Картина HMS Glorious in the Arctic изображает погрузку истребителей Hawker Hurricanes и Gloster Gladiators — в ходе эвакуации сил из Норвегии — на борт крейсера в ночь с 7 на 8 июня. Запечатленное на бумаге судно ждала трагическая судьба – на следующую ночь оно затонуло со значительными человеческими жертвами.
После возвращения в Норвегию Равилиуса командируют в Портсмут, где он пишет несколько картин, посвященных внутренней отделке подводных лодок в Госпорте и сооружениям береговой обороны в Нью-Хейвене. В 1941 году он проводит полгода в Дувре, после чего его переводят в Шотландию. Там Равилиус некоторое время живет дома у своего учителя Пола Нэша на берегу Ферт-оф-Форта. В начале 1942 года Равилиуса направляют в Йорк, однако в скором времени ему разрешают вернуться в Эссекс к заболевшей жене. После её выздоровления его командируют на базу ВВС в Соубриджворте, где он совершает регулярные вылеты в бипланах Tiger Moth при локальном летном училище и делает наброски других самолетов в полете прямо из кабины.
28 августа 1942 года Равилиус вылетает в Рейкьявик, а затем перемещается на базу ВВС в Калдадарнесе. В день его прибытия воздушное судно Lockheed Hudson не возвращается из разведки. На рассвете следующего утра, 2 сентября 1942 года, на поиски направляются 3 самолета, и Равилиус принимает решение присоединиться к экипажу одного из них. Самолет с ним на борту тоже не возвращается на базу. После четырехдневных безрезультатных поисков ВВС Великобритании признали 39-летнего художника Эрика Равилиуса и экипаж самолета из 4 человек погибшими в боевых действиях.
Работы художника
«The River Thames at Hammersmith» 1932
«Cuckmere Haven» акварель 1939
«Мельница» графит и акварель 1934
Un-adopted stamp design 1940
Beachy Head, 1939
Источники:
http://collection.britishcouncil.org
http://www.rennart.co.uk/ravilious.html
http://www.stjudesprints.co.uk
http://modernbritishartists.wordpress.com
http://www.thefineartcompany.co.uk
http://www.ericravilious.co.uk
http://en.wikipedia.org/wiki/Eric_Ravilious