Леонард Джозеф Вайсгард – известный американский писатель и иллюстратор детских книг – родился 13 декабря 1916 года в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США. Тем не менее, большую часть своего детства он провел на родине своего отца — в Англии.
Воспоминания детства сыграли впоследствии важную роль в формировании его особого стиля рисования. Впервые интерес к иллюстрациям и рисункам проявился у него уже в школе после возвращения в США. Школьные учебники и детские книги не могли похвастаться в то время красочными картинками, более того, иллюстрации были однообразными и весьма скучными. Позже художник вспоминал, как он долго не мог поверить в то, что всё разнообразие мира может быть ограничено всего одним безрадостным цветом. Движимый стремлением исправить серую реальность, Леонард начинает изучать искусство в художественном колледже под названием Институт Пратт. Кроме того, он посещает Новую школу социальных исследований, где на него большое впечатление произвели авангардные французские иллюстраторы детских книг 1920-х годов, а также готическое иcкусство, примитивная наскальная живопись и искусство эпохи Возрождения.
Работая для журналов Good Housekeeping, the New Yorker и Harper’s Bazaar, Вайсгард впервые проявил себя в качестве иллюстратора и художника-оформителя Вайсгард. Одновременно он занимается оформлением витрин магазинов по заказу знаменитой американской сети Macy’s и, позднее, по заказу магазинов игрушек FAO Schwarz.
Первая книга с иллюстрациями Вайсгарда под названием Suki, the Siamese Pussy вышла в свет в 1937 году в издательстве Nelson.
Через два года, в 1939, произошло судьбоносное для Леонарда Вайсгарда событие: он знакомится с известной американской детской писательницей Маргарет Вайз Браун, общение с которой привело к многолетней дружбе и плодотворному сотрудничеству. В этом же году Леонард и Маргарет выпускают первую совместную работу — серию книг Noisy Books, завоевавших огромную популярность. Позже Маргарет признавалась, что большое впечатление на неё произвел модернистский стиль работ Леонарда, который стал проявляться у него после знакомства с различными направлениями современного искусства, в том числе, с советским конструктивизмом.
Характерная особенность Noisy Books заключалась в том, что юных читателей побуждали к имитированию звуков городских улиц и повседневной жизни: лай собаки, удары отбойного молотка, шум работающего грузовика, цоканье копыт, и так далее. Художник и писательница быстро нашли свой особенный стиль работы, поэтому творческий процесс шёл стремительно: днём они обсуждали детские воспоминания Леонарда об улицах Лондона и их характерных звуках, на следующий день Маргарет показывала ему наброски текста, и через несколько дней уже были готовы иллюстрации. Когда черновик книги был готов, авторы решили провести эксперимент: отрывки из книги зачитывались детям, посещавшим школу Бэнк Стрит, где работала Маргарет, после чего в текст вносились те или иные поправки в зависимости от реакции детей. За весь период успешной совместной работы тандема писательницы и художника было создано более 20 книг с красочными иллюстрациями. Кульминацией их творчества можно считать красочную книгу под названием The Little Island, изданную в 1946 году, которая через год принесла Леонарду престижную награду медаль Калдекотта, которая ежегодно, начиная с 1938 года, присуждается авторам лучших произведений для детей и юношества Американской библиотечной ассоциацией.
В том же году Леонард Вайсгард также удостоился Премии Калдекотта за иллюстрации к произведению Rain Drop Splash (автор Элвин Трессельт).
В период с 1950 по 1956 года Леонард Вайсгард выпускает ряд детских книг, написанных под псевдонимом Адам Грин с собственными иллюстрациями, в том числе The Funny Bunny Factory (1950), The Clean Pig (1952) и Treasures to See: A Museum Picture Book. Всего за свою жизнь Вайсгард проиллюстрировал 200 детских книг. Наибольшей популярностью у художника пользовались следующие техники: гуашь, плакатная краска, карандаш, пастель, декупаж, тушь и многое другое – то есть, практически всё, что оказывалось под рукой при создании книг и рисунков. Исключением стала разве что книга упомянутая выше книга The Little Island – для этих иллюстраций он использовал цинковые белила и яичную темперу.
The Funny Bunny Factory (1950)
The Clean Pig (1952)
Treasures to See: A Museum Picture Book (1956)
Будучи разносторонней творческой личностью, Леонард Вайсгард не мог ограничиться созданием исключительно иллюстраций и рисунков, художник стремился расширить сферу применения своих знаний. Он увлекся изучением искусства танца, а тесное общение и сотрудничество со знаменитой американской танцовщицей в стиле модерн Мартой Грэм (1894-1991) привело к тому, что он стал заниматься разработкой эскизов декораций для балета. Вайсгард говорил: «через опыт искусства мы можем заглянуть внутрь понимания, что значит ощущать свободу в эмоциональной реакции и выборе идей – что значит быть свободным в мире, все ещё наполненным красотой». Позже его поддержала в этом жена Филис. Вместе они работали над созданием театральных декораций и костюмов для ряда постановок балета Сан-Франциско, в числе наиболее известных – Дриады и Щелкунчик.
Помимо создания иллюстраций, декораций и написания книг, Леонард Вайсгард посвящал много времени образованию детей: он активно читал лекции и тесно сотрудничал с Библиотечной ассоциацией США.
Дочь Леонарда, Эбигейл Вайсгард, позже обращала внимание на 2 основных факта биографии отца, которым она придавала наибольшее значение: во-первых, он стал первым американцем, которого пригласили принять участие в Детском Фонде ООН (ЮНИСЕФ). Фонд использовал несколько его рисунков для создания открыток. Миллионы долларов, полученные от их продажи, были направлены на покупку молока и медицинских товаров для нуждающихся детей по всему миру. В результате проведения данной акции Леонард получил личную благодарностью от первой леди Элеонор Рузвельт. Во-вторых, благодаря творческому подходу к работе, он смог преодолеть табу на использование расовых тематик в публикациях. Для иллюстрации книги The Secret River писательницы Марджори Киннэн Роулингс, вышедшей в 1955 году и рассказывающей о темнокожей девочке, жившей на Юге Америки в сложные времена, художник использовал специальную бумагу цвета кофе с молоком. За эту работу Вайсгард получил премию Американского сообщества изобразительных искусств.
В 1969 году художник вместе со своей женой и детьми переезжает в Данию, где и остается до конца своей жизни. Леонард Вайсгард умирает 14 января 2000 года.
После смерти Леонарда его дети получили в наследство огромное количество писем, архивов, рисунков и черновиков. Часть коллекции они оставили для личного пользования, а в отношении остального обратились за профессиональным советом к экспертам, попросив разобрать и проанализировать сохранившиеся материалы. Необходимо было привести огромное наследие художника в порядок, чтобы дать возможность людям познакомиться с архивом знаменитого иллюстратора и по достоинству оценить его вклад в искусство.
Who Dreams Of Cheese (1950)
The Little Eskimo (1952)
Baby Elephant and the Secret Wishes (1962)
The Mouse And The Lion (1962)
Look at the Moon (1969)
The Golden Chrisrmas Tee (1988)
Alice in Wonderland (1949)
Перевод с английского и примечания: Марина Русакова