Люсьен Фрейд — английский художник немецко-еврейского происхождения, мастер психологического портрета, специализировавшийся на портретной живописи и обнаженной натуре. Был одним из самых высокооплачиваемых современных художников.
Особенность творчества художника Люсьена Фрейда в том, что главным объектом художественных исследований были обнаженные женщины, иногда мужчины, он выбирал фактурные тела и лица и писал их, не сглаживая и не приукрашая.
Родился 8 декабря 1922 года в Берлине в известной еврейской семье. Родители архитектор Эрнст Фрейд и Люси Фрейд. Внук знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда и брат политика и писателя Клемента Фрейда. После прихода к власти нацистов в Германии Фрейд и его семья переехали в Великобританию. Фрейд получил британское гражданство в 1939.
Фрейд учился в нескольких художественных школах, но не признавал академических канонов, и, в конце концов, стал писать так, как хотелось только ему самому, за что часто подвергался критике. Первоначальное образование Люсьен Фрейд получил в Эссекской школе живописи Дадхэм(East Anglian School of Painting and Drawing in Dedham), где его учителем был известный художник Седрик Моррис. Любопытно, что Люсьен Фрейд прогуливал половину занятий, несколько раз бросал обучение и даже случайно устроил пожар в школе. В 1942-43 он пробовал учиться в колледже Голдсмитс(Goldsmiths College, Лондон), после чего решил бросить всякое академическое обучение.
Так, к началу 1940-х годов Фрейд уже успел побывать учеником в двух британских школах и с треском вылететь из последней за непристойное поведение. Сменив несколько художественных школ, Фрейд окончательно разочаровался в академическом образовании и рассудил, что оно ему попросту не нужно. И воспылал мечтой стать моряком. Он быстро завел дружбу с другими матросами, наловчившись делать татуировки, но первый же рейс закончился для Люсьена тяжелым тонзиллитом, поставившим крест на морской карьере.
С Фрэнсисом Бэконом Фрейд познакомился в середине 1940-х, и с тех пор, по его признанию, они встречались каждый день в течение 25 лет. Их объединяла любовь к выпивке, азартным играм и пьяным дракам. Однако помимо этого, оба художника оказывали друг на друга очень сильное влияние и в профессиональном отношении. Именно с началом их дружбы стал формироваться уникальный, неповторимый стиль работ каждого из них. Фрейд написал несколько портретов Бэкона: ранние — в гиперболизированной манере, свойственной ему в начале карьеры, более поздние — в уже узнаваемом стиле, реалистичные и детализированные. Бэкон же, в свою очередь,увековечил друга в нескольких своих знаменитых триптихах, будто бы выворачивая лицо Фрейда наизнанку и превращая его в дьявольскую пугающую маску. Дружба закончилась в начале 1970-х, когда два художника, по всей видимости, уже не могли дать друг другу ничего нового. Фрейд, который никогда не стеснялся в выражениях, прямо назвал последние работы Бэкона жуткими, после чего они прекратили всякое общение.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1944 году в галерее Лефевра. Летом 1946 года он совершил путешествие в Париж, а затем в Рим и другие города. Уже тогда Люсьена приводило в ярость, когда критики причисляли его произведения к какому-либо конкретному направлению в искусстве, с не меньшим негодованием он реагировал и на высказывания по поводу влияния творчества других художников на его работы. Будучи знакомым со многими известными мастерами, Фрейд весьма нелестно о них отзывался: Пикассо, к примеру, называл «неимоверно ядовитым», Ман Рея – «шумным и вульгарным», а Макса Эрнста – «тяжеловесным и зажатым». Любимыми мастерами Люсьена были Тициан, Дюрер, Брейгель, Курбе, Джакометти.
В ранних портретах Фрейда приверженность художника реализму с его тонким мазком и гладкой живописной поверхностью нередко окрашивается то в мистичность сюрреализма, то в откровенность немецкой «новой предметности», то в рафинированную стилизованность английского неоромантизма. С 1950 года начинает писать портреты и обнаженную натуру, накладывая краску густыми приглушенными слоями. Пишет портреты людей, в основном, из своего окружения — друзей, знакомых, любовниц, родственников. Картина Фрейда «Интерьер в Паддингтоне» (Галерея Уолкера, Ливерпуль) в 1951 году завоевала один из призов на Британском выставочном фестивале и с тех пор Люсьен Фрейд заработал репутацию одного из лучших современных мастеров в области фигуративной живописи.
В середине 1950х стиль Фрейда начинает меняться: еще ранее, под влиянием работ Фрэнсиса Бэкона, Люсьен ищет новые способы передачи эмоций на холсте. На смену гладкому безупречному фигуративному письму с виртуозными мазками приходит плотная пастозная корпусная живопись. Даже кисти у Фрейда теперь другие – широкие, сделанные из грубой щетины борова. Художник рыхлит ими фактуру холста, вспахивает и бороздит густые слои краски. «Я хочу, чтобы краска превратилась в плоть», – писал художник. Критик Дэвид Сильвестр говорил, что у Фрейда «глаз патологоанатома, а не художника».
Через всю жизнь Фрейда проходит его совершенно особое отношение к животным. Любовь к лошадям, птицам, собакам остро проявилась, когда он еще был подростком. Целыми днями, вместо того чтобы посещать уроки, Люсьен возился с лошадьми, ездил верхом, нередко даже спал в конюшне, явно предпочитая общество коней компании сверстников. Во многих работах Фрейда животные предстают не только равноправными участниками портрета – в рисунки и изображения собак и лошадей художник нередко вкладывал больше эмоций и нежности, чем в портреты людей, да и в человеке Люсьена сильнее всего интересовала его животная сущность.
В 2008 году его картина «Спящая социальная работница» была продана на аукционе Christie’s за рекордные 17,2 миллиона фунтов (33,6 миллиона долларов) российскому олигарху Роману Абрамовичу, став самой дорогой в мире картиной, проданной при жизни художника.
Фрейд был перфекционистом и писал каждый портрет не один месяц. Его модели, утомленные многочасовым позированием, часто засыпали прямо на диване в студии, устанавливая еще более доверительные отношения с художником. Фрейд говорил, что «рисует людей не как они есть, а какими они могли бы быть».
Главным творческим достижением Фрейда принято считать его полотна, изображающие множество обнаженных женщин. Одни зрители видели в них женоненавистничество, другие — обожание и преклонение перед женским началом. Однако вершиной карьеры Фрейда стали несколько портретов крайне неординарного мужчины. Ли Бауэри, эпатажный дизайнер, художник и шоумен, всю сознательную жизнь работал на свой образ. Его яркий экстравагантный образ был своего рода защитной маской для открытого гея внушительных пропорций. Если бы картина, написанная Фрейдом в 1991 году не называлась «Ли Бауэри», узнать изображенного на ней мужчину могли бы разве что его близкие друзья. Художник словно смыл со своей модели не только всю краску, но и каждый слой защитной оболочки, оставив на виду самого обычного человека в его первозданной беззащитности и поразительной красоте.
80-летие Фрейда британская Tate и Лос-Анджелесский музей отметили персональной выставкой художника. В знаменитом частном музее Wallace Collection, где хранятся произведения Рембрандта и Тициана, есть работы только одного современного художника — Люсьена Фрейда. И этот факт тоже подчеркивает его славу.
В 2002 году Лувр вместе с Объединением национальных музеев представил на одной из главных выставочных площадок Парижа, в Гранд Пале(Grand Palais), «выставку Констебла — выбора Люсьена Фрейда». Что означало: один великий английский художник имеет честь быть представленным французской публике другим великим английским живописцем.
20 июля 2011 года скончался от болезни в своем доме в Лондоне.
Текст подготовила Валерия Ольховская