Авторская книга Уильяма Блейка (William Blake)

NPG 212; William Blake by Thomas Phillips

Фигура Уильяма Блейка (1757-1827) является знаковой не только в истории английского искусства и поэзии — известный художник, иллюстратор, гравёр, мистик и философ, не понятый при жизни современниками, обрёл признание лишь после смерти и оказал значительное влияние на всю западную культуру XX века. Здесь следует отметить, в первую очередь, его роль первого создателя предпосылок для развития такого направления, как авторская книга. Будучи одарённой, разносторонней личностью, и в то же время по большей части самоучкой, Блейк избирает в качестве одного из направлений своей деятельности создание книг и иллюстраций к ним, намного позже, уже после его смерти, оформившееся в самостоятельный стиль авторской книги, что подразумевает полную свободу самовыражения мастера в различных ипостасях – как поэта, как художника, как редактора и как верстальщика. Книга — как итог, в котором проявляются различные стороны души и мастерства художника — сама по себе является цельным произведением искусства. Блейку также принадлежит изобретение такого способа создания рельефного офорта, как «иллюминированная» или «декоративная» печать. Именно посредством применения этой техники были созданы иллюстрации к его сборнику под названием «Песни Невинности и Опыта» (полное название «Песни Невинности и Опыта, показывающие два Противоположных Состояния Человеческой Души»). Данный сборник включает в себя два цикла стихотворений, один из которых «Песни Невинности» был сочинён первым и задумывался как законченное произведение с вполне определённым и завершённым философским посылом, но существенные метаморфозы, которые претерпело внутреннее мироощущение художника с течением времени привели к рождению второго цикла «Песни Опыта», позже циклы были объединены в одну книгу после 1794 года. Подобно средневековым манускриптам, в этой книге изображения находятся близко к тексту, они словно вплетаются в строки, тем самым придавая тексту особую декоративность. Принцип изобретённого Блейком метода «декоративной печати» заключался в том, что изображения и текст гравировались обычным способом, а затем вручную раскрашивались акварелью. Поразительно, с какой скрупулезностью и точностью Блейк наносил на медную доску тексты стихотворений, более того он выводил их в зеркальном отображении и в обратном порядке! Конечно, использование этой техники не могло предполагать большой тираж копий. И если сейчас каждая авторская копия его книг является настоящим сокровищем, то при жизни мастера всё было совершенно иначе.

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27