Объемное мышление гениального художника Геннадия Владимировича Калиновского

Обратимся к воспоминаниям о великолепном мастере — Геннадии Владимировиче Калиновском (1929-2006). Заслуженный советский и российский художник-иллюстратор родился в Ставрополе, позднее переехав с семьей в Махачкалу. Любовь к рисунку появилась рано, примерно с двух-трех лет и не прошла с периодом взросления, обретая с каждым днем осмысленность и душу.

Геннадий Калиновский Годы юности Геннадия Владимировича прошли в активном творческом развитии. Обладающий незаурядной фантазией мальчик грезил о далеких мирах, читал советскую и зарубежную фантастику. Калиновскому нравилось проводить время на крыше, рассматривая звездные узоры в самодельный телескоп. Будучи школьником, мастер записался в художественный кружок Дома пионеров, а уже в 1943 году получил свой первый приз на конкурсе рисунка газеты “Пионерская правда”. Работа, принесшая победу молодому дарованию, называлась весьма впечатляюще — “Гибель Нибелунгов”.

Благодаря победе в конкурсе, Калиновский получил возможность продолжить обучение в Москве, в частности с 1949 по 1955 год, на отделении книжной графики профессора Б.А. Декхтерёва Суриковского художественного института.

 

Погруженный в себя

Во время учебы в Москве Геннадий Владимирович проживал в интернате. Калиновский стал нелюдимым, погрузился в собственные думы. Но одиночество не убило интерес к внешнему миру. Миру, который талантливый иллюстратор познавал через призму многогранных книжек.
«После института я много лет освобождался от своего обучения. Вторую «школу» я прошел в 60-х годах в библиотеке иностранной литературы. Я там сидел много месяцев, изучая пути и логику развития изобразительного искусства», — делился мастер.

Въедливое изучение материала, живой интерес к напечатанным черно-белым строкам, пропускание текста через ум, сознание и сердце были не напрасны. Каждая иллюстрация, рожденная кропотливым старанием художника, отличалась своей харизмой и атмосферой. Трудно найти столь дотошного к деталям человека. Калиновский работал с воодушевлением, азартом, долго и тщательно прощупывая “почву”, находя нужный ритм. Мастер не брался за чуждую ему работу, книжные иллюстрации создавались не только руками, но и сердцем… сердцем, которое не могло обмануть. Поэтому к работе над книгами Калиновский пришел не сразу, видимо, всему было свое время.

Начало большого творческого пути

В 1950 году, сразу после окончания учебы в институте, Калиновский приступил к творческой работе над иллюстрациями для различных журналов, среди которых были: «Юность», «Огонек», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Советская женщина» и другие. Опыт работы в периодических изданиях был очень полезным. Но в начале 60-х годов мастер полностью переключился на книжную графику, преимущественно детскую. Из-под пера мастера стали рождаться многочисленные иллюстрации к разнообразным произведениям, всего в творческой копилке Геннадия Владимировича более 100 книг.

Среди которых: «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, сборник «Робин Гуд», «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Земляника под снегом. Сказки японских островов» в пересказе с японского В.Марковой, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Пять похищенных монахов» Юрия Коваля, «Приключения Алисы в стране чудес» в пересказе Бориса Заходера, «Мастер и Маргарита» Булгакова, произведения Корнея Чуковского и многие другие.

Объемное мышление

Удивительно, как можно плоскую двумерную иллюстрацию наделить всеми качествами объемного кадра приключенческого фильма?! Калиновский умел создавать динамику, был очень требователен к деталям, работал долго, увлеченно, совершенствовал каждый штрих сначала воображаемо, затем на бумаге. Отдавал предпочтение полюбившейся с детства фантастике, а также сказочным и историческим произведениям.

Мастер не стремился вырабатывать свой фирменный почерк, Геннадий Владимирович всецело растворялся в полюбившихся книжках. «Важно лицо книги, а не лицо художника… Надо забыть себя», — утверждал он. Хотя не заметить авторский стиль и безграничную объемность мысли было невозможно.

В ранних работах Калиновского заметно увлечение черно-белой гаммой. Монохром неразрывно связан с текстом, позволяя размышлять и находить дополнительные ответы на вопросы произведения. Резкие обрывающиеся штрихи уместно сочетались с красивыми плавными линиями, тушь и размывка придавала иллюстрациям целостность и законченность. Даже орнамент, умело примененный для книги «Земляника под снегом», не создавал впечатления налепленного, мешающего элемента. Декорация в иллюстрациях мастера выполняла роль полноправного героя произведения.

Иллюстрации Геннадия Калиновского из книги «Земляника под снегом», год издания 1968, издательство «Детская литература»:

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

Реалистичные чудеса

Не смотря на свою любовь к фантастике, Калиновский оставлял в своих работах пространство для реалистичности и правдивости. Так случилось и с «Мэри Поппинс». Чудесные преобразования главной героини умело сочетались со строгостью и деловитостью в воспитании детей. Геннадий Викторович призывал к осмысленному диалогу с ребенком, а не пустым сюсюканьям.

 

Иллюстрации Геннадия Калиновского из книги «Мэри Поппинс», год издания 1968, издательство «Детская литература»:

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

Иллюстрация из книги «Мэри Поппинс»

К началу 70х годов Калиновский успел создать множество интересных иллюстраций, однако, наибольшая популярность пришла к художнику позже, сразу после завершения виртуозной работы над приключениями «Алисы в стране чудес» в пересказе Бориса Заходера, в 1974 году.

Дорога к сердцу Алисы была витиеватой. Мастер заклеил окна мастерской газетами, закрылся от внешнего мира и ждал прихода главной героини. И Алиса пришла, принеся с собой виртуозное сочетание мифа и реальности, детской наивности и взрослой решительности. Это был особенный мир – мир без красок, но при этом яркий. Мир без неба и воздуха, но невероятно свежий и легкий.

 

Иллюстрации Геннадия Калиновского из книги «Алиса в стране чудес», год издания 1974, издательство «Детская литература»:

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Иллюстрация из книги «Алиса в стране чудес»

Алиса словно взрослеющий ребенок, расцветает в руках автора и меняет характер в следующем произведении — «Алиса в Зазеркалье».

У Калиновского получилось создать двух непохожих друг на друга Алис. Для книги «Алиса в Зазеркалье» использована другая, более сложная техника подачи иллюстраций. Несмотря на монохром, новая Алиса более мистичная, загадочная и парящая. Герои картинок будто растворяются на бумаге, исчезают в зеркале, чтобы появиться вновь. Великолепная шрифтовая работа придает книге запоминаемый стиль.

 

Иллюстрации Геннадия Калиновского из книги «Алиса в Зазеркалье», год издания 1980, издательство «Детская литература»:

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Иллюстрация из книги «Алиса в Зазеркалье»

Стоит отметить, что за иллюстрации к «Алисе в Зазеркалье» Калиновский получил диплом им. Ивана Фёдорова в 1980 и 1982 годах – высшую награду Всесоюзного конкурса.

Приза удостоилась и другая работа талантливого мастера. За рисунки к книге «Сказки дядюшки Римуса» Калиновский получил целый ряд почетных регалий: диплом I степени Всесоюзного конкурса «Лучшие издания 1976 года», серебряную медаль на Международной книжной выставке в Лейпциге, приз «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе.

Не похожий на других и на самого себя

В отличие от многих художников, Калиновский не любил повторять и повторяться. Ему не хотелось быть похожим даже на самого себя. Каждую книгу мастер встречал на «Вы», пытался искать новые техники, придумывая невероятные решения.

Например, иллюстрации для книги «Сказки дядюшки Римуса» колючие, острые, плотные и фактурные, неумытые, лишенные идиллии, разительно отличающиеся от вышеупомянутых картинок для «Алисы». «Мне хотелось сделать как бы масляную живопись. Щетинной кистью покрывал краской все поле листа. А потом в нужных местах эту фактуру процарапывал бритвой, рисунок заливал черной акварелью», — делился Геннадий Владимирович.

Зверьки, являющиеся главными героями «Сказок дядюшки Римуса», не похожи на мягких пушистых игрушек, это полноправные личности с ярко прорисованными характерами, звероподобные, взъерошенные, неповторимые.

 

Иллюстрации Геннадия Калиновского из книги «Сказки дядюшки Римуса», год издания 1979, издательство «Детская литература»:

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Иллюстрация из книги «Сказки дядюшки Римуса»

Вторая жизнь иллюстраций

Особой строкой в творчестве Калиновского значится работа над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите». По признанию художника, это его лучшая работа. За всю свою жизнь Геннадий Владимирович выполнил пять вариаций иллюстраций к этой книге (свыше 500 рисунков). Несмотря на то, что работа была закончена еще в 1985 году, труды долгое время оставались невостребованными. Лишь в 2001 году издательство «Вита-Нова» опубликовало неоправданно забытые творческие решения мастера. К слову, переиздание «Мастера и Маргариты» с иллюстрациями Калиновского было отмечено наградой «Книга года».

 

Иллюстрации Геннадия Калиновского из книги «Мастер и Маргарита», год издания 2010, издательство «Вита Нова», изд. 5-е испр. и доп.»:

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрация из книги «Мастер и Маргарита»

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Калиновского, обладая неровным стилистическим рядом, сумели передать читателю шарм и глубину произведения. Геннадий Владимирович пренебрегает правилами сохранения единства стиля, сочетая несколько разных настроений в одной книге. Но ведь и само содержание «Мастера и Маргариты» очень динамично, стилистически разнообразно.

В заключении

Невозможно разгадать таинственную технику Геннадия Владимировича, да и не нужно. Ведь пока живут книги, в которые вдохнул жизнь мастер, поколения читателей будут наслаждаться, учиться, удивляться и погружаться в трехмерную галактику, хранящую множество неизведанных секретов.

ИСТОЧНИК:

http://www.people.su/47782

http://www.inostrankabooks.ru/ru/text/2587/

Геннадий Калиновский

http://книгидетства.рф/artists/kalinovsky_gv_biography.html

http://deti.libfl.ru/?r=illustrator/kalinovsky

http://geneura.livejournal.com/299488.html

http://kid-book-museum.livejournal.com/594935.html

http://kidpix.livejournal.com/1377454.html

http://kidpix.livejournal.com/101907.html

http://ivan-kolpakov.livejournal.com/40061.html

http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/kalinovsky

Добавить комментарий