12.03.16

Мастер-класс «Офорт: Почувствуй себя алхимиком»

Все курсы и мастер-классы по скетчингу

Мастер-класс «Офорт: Почувствуй себя алхимиком»
Записаться на мастер-класс

На два дня в школе развернётся настоящая офортная мастерская: участники мастер-класса смогут научиться работать и создать собственные произведения в сложнейшей и старейшей технике гравюры на металле — так, как это делали Дюрер, Рембрандт, Гойя и Пикассо.


Когда: 

  • 12 и 13 марта 2016
  • 2 дня занятий по 5 часов (сб, вс, с 12:00 по 18:00 с часовым перерывом на обед)

Процесс работы в технике офорта — небыстрый, тонкий и кропотливый: от задумки до реализации произведения могут пройти не дни — месяцы. Для работы нужна не просто мастерская — почти лаборатория вместе с мини-типографией, «во главе» которой будет работающий, как и 500 лет назад, «на ручной тяге» офортный станок. Металлические «доски», царапающие их иглы, кислота и скипидар, краски, которые перед нанесением нужно согревать, вымешивая, внимательно наносить, а потом — вручную стирать с доски, и бумага, требующая вымачивания «до», сушки «после»…

Pasted Graphic.jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн. Три креста. 

Сегодня владение старинной техникой офорта — нечастое умение для художника. Меж тем, родившееся в в начале XVI века, шедшее от мастерства ювелиров и оружейников, травивших узоры на металле, в XVI веке искусство офорта стало весьма популярным — Рембрандт, например, делал в этой технике даже быстрые зарисовки-эскизы небольшого размера. Среди других мастеров, занимавшихся офортом, — Дюрер и Хопфер, Ван Дейк и Пиранези, Гойя, и Пикассо.

Pasted Graphic 3.jpg

Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с офортами принадлежностями.


«Почти все великие художники занимались офортом, и теперь, понимаешь почему, — говорит Юлиана Горнаева-Книгина, ведущая мастер-класса по мастерству офорта в Bratec Lis School. — Игра никогда не заканчивается: почти невозможно сделать два одинаковых оттиска. Они все будут со своим характером и особенностями. Вокруг возникает тысячи идей, наконец есть возможность их перепробовать».


Pasted Graphic 1.jpg
Иван Шишкин. Крестьянка, сходящая с лестницы.

Офорт — один из старейших и сложнейших видов гравюры на металле. Сама техника, в отличие от остальных видов гравюры, позволяет наиболее полно раскрыть графические возможности и оперировать не только линией и пятном, но и тоном и текстурой.

«Колдуя над медной доской, чувствуешь себя алхимиком, — говорит Юлиана. — Выкрываешь её лаком, царапаешь штрихи, опускаешь в ржавый, в хлопьях раствор. И вынимая, никогда не знаешь, что получится в итоге. Живой, всегда разный, полный загадок, процесс травления и печати — это великое таинство взаимодействия металла с бумагой».

Pasted Graphic 2.jpg
Ирина Маковеева. На проводах.

При всей медитативности процесса создания, работы, выполненные в технике офорта, выходят удивительно выразительными и эмоциональными. Неподатливость материала словно спорит со спонтанностью штриха, стойкость металла — с «проницательностью» едкой кислоты. В процессе травления на «доске» возникают эффекты, которые не всегда заранее можно предугадать; ещё более «неожиданным» становится создание оттисков. И все материалы, применяемые художником, и бумага, и краска, и станок будто становятся полноправными «участниками процесса» рождения каждого оттиска, превращая работу в подобие колдовского ритуала. «Рыхлая, мягкая бумага, запах офортной краски и воска… Тот момент, когда приподнимаешь лист бумаги, чтобы посмотреть, как вышел оттиск, — это удивительный миг, на грани с волшебством!» — говорит Юлиана.


«МОМЕНТ, КОГДА ПРИПОДНИМАЕШЬ ЛИСТ БУМАГИ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ, КАК ВЫШЕЛ ОТТИСК, — ЭТО УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИГ, НА ГРАНИ С ВОЛШЕБСТВОМ!»
— Юлиана Горнаева-Книгина, художник


На занятиях в Bratec Lis School прикоснуться к этому волшебству и лично поработать в старинной технике, создав собственную офортную доску с неограниченным числом эскизов (Юлиана привезёт настоящий офортный станок) сможет каждый из участников мастер-класса.


Итог мастер-класса:

Готовая офортная доска и около 10 оттисков разного цвета и фактуры. Можно будет поделиться друг с другом оттисками, собрать общий коллаж в конце занятия.



Pasted Graphic 5.jpg
Александр Суворов. Из серии «Двери».

Программа мастер-класса:


1 день. Изготовление печатной доски


Теоретическая часть:
Техники эстампа (ксилография, линогравюра, литография, офорт).
Краткая история офорта, обзор офортных материалов, техник (сухая игла, акватинта, лавис, меццо-тинто, травленый штрих) и инструментов.

Практическая часть:
Подготовка медной доски к работе (снятие фасок, зашкуривание, полировка) и выбор рисунка.
Нанесение выкрывного грунта (лака) на поверхность, нанесение рисунка (зеркальный перенос, гравировка).
Травление доски в растворе хлорного железа.
Проверка качества протрава.
Доведение доски до готовности к печати путем повторения этих операций.


2 день. Печать тиража

Теоретическая часть:
Технологии печати (устройство офортного станка, подготовка бумаги, подготовка досок, «правила хорошего тона» при печати).
Обзор красок для печати, принципы цветной печати в одну/несколько досок.
Технология набивки доски.
Правила создания подписи для оттиска, способы повышения стоимости авторского оттиска.


Практическая часть:
Нарезаем бумагу под доску, готовим её и печатаем тираж с помощью офортного станка.
Делаем разные оттиски: черным, сепией и цветом. Доводим оттиски акварелью по желанию.


1__#$!@%!#__pastedGraphic.png
Мастер-класс ведёт
ЮЛИАНА ГОРНАЕВА-КНИГИНА, художник, дизайнер, иллюстратор, декоратор


По рассказам Юлианы, в её семье «никто никогда не учился рисовать, это было по умолчанию»: «прадед экспериментировал с копиями в масле; бабушка, мама, папа, всегда и постоянно рисовали плакаты в институты и на работу». Скетчингу, созданию быстрых эскизов, Юлиана училась уже в детстве. На семейные прогулки отец брал с собой карандаши и пачку листов, засекал время — 10 минут, и у Юлианы и её сестры начиналась «жёсткая практика быстрого наброска», уже дома завершавшаяся настоящими «просмотрами». Позже Юлиана, которая «всегда ненавидела писать сочинения, но обожала геометрию», поступила в авиационный институт, а проучившись там до третьего курса, сделалась ещё и студенткой Строгановки («на лекции бегала через дорогу»). Теперь Юлиана — художник, участник международных, российских и московских выставок иллюстрации, ксилографии, рисунка, акварели и живописи. Также в её активе — владение мастерством ювелира, а среди придуманных и увидевших свет проектов — создание удивительных часов, «внешностью» напоминающих аксессуары в стиле стимпанк, и «оживлённых» микрокартотек — ювелирно выполненных шкафчиков с ящичками, с хвостами и на ножках (и у каждого есть имя).

Образование:
Окончила Московский Авиационный Институт факультет радиоэлектроники летательных аппаратов.
Окончила колледж по специальности Ювелир
МГХПА им. Строганова кафедра графики на данный момент 6 курс
Член Международного Художественного Фонда. 
Участник международных, российских и московских выставок иллюстрации, ксилографии, рисунка, акварели и живописи
Как художник-иллюстратор сотрудничала с журналами «Вокруг Света», «Первое Второе Третье», «Сноб».
Делала циклы иллюстраций для интернет-проектов.
Художественные работы хранятся в личных коллекциях в России и за рубежом. 

Pasted Graphic 6.jpg
Гюстав Доре. Идиллии короля.

Материалы и инструменты:


• Предоставляет преподаватель:

1. Офортный станок
2. Напильники
3. Медь
4. Кюветы для протрава
5. Плитка для нагрева досок
6. Дополнительные краски и инструменты

• Предоставляет школа:

1. Медная доска (около 8х12 см, будут разные вариации размеров на выбор)
2. Пленка самоклеящаяся
3. Кислотоупорный грунт
4. Игла офортная
5. Наждачная бумага
6. Краска для офорта
7. Хлорное железо безводное
8. Офортная бумага
9. Растворитель
10. Канифоль

• От каждого участника:

1. Просьба к каждому участнику: захватить на занятие стопку ненужных чистых газет.
2. Тонкие латексные перчатки помогут тем, кто хочет поберечь маникюр.
3. Акварель и несколько маленьких кистей — понадобятся во второй день мастер-класса, по желанию: для доводки оттисков.
4. На занятиях будут предложены варианты эскизов к работам, но, если есть желание, можно захватить несколько своих скетчей или эскизов.

Стоимость участия и скидки:

  • 8900 руб. при оплате со 21 февраля по 11 марта включительно
  • 9900 руб. при оплате в день мастер-класса (12 марта)

Стоимость участия:

  • 10 000 руб.

Записаться на мастер-класс

Заполните и отправьте данную форму.

Есть вопросы? Свяжитесь с нами:

Вы можете оплатить участие в мастер-классе онлайн прямо сейчас или оставить заявку на участие и оплатить позже.

В группе осталось 5 мест

Записаться на мастер-класс сейчас по цене руб.

или

Оставить заявку на участие и оплатить позже

Наверх

Посмотреть все ближайшие события