27.06.17

Репортаж с мастер-класса по акварели Альваро Кастаньета


Альваро Кастаньет, признанный за своё творчество международными наградами, один из ведущих художников-акварелистов посетил Москву, провёл мастер-классы у двух групп учеников, творческую встречу и записал три видеоурока на базе Bratec Lis School. Все, кто участвовал, навсегда останутся под впечатлением, мир не станет прежним. Все, кто не мог участвовать, ждут видео. Ведь, как верно ответил маэстро на вопрос что смотреть художнику для развития, смотрите мои уроки! 


В первый день обучения второго потока учеников, Альваро Кастаньет рассказал о кистях, красках, теории, технических свойствах акварели, затронул философские аспекты.


Альваро-4456.jpg

К моменту начала мастер-класса художник уже неплохо познакомился с Москвой и не уставал повторять насколько впечатлён городом. Невозможно отделаться от впечатления, что Кастаньет наслаждается всем, что происходит вокруг, отмечая только прекрасное. 

Альваро рассказал ученикам, что материалы - это не главное в живописи, но нельзя их не учитывать. Он использует бумагу Arches 300 гр, торшон. Перечислил цвета своей палитры, которые могут меняться, у него нет привязанности к какому-то конкретному цвету. Главное иметь под рукой цвета, которыми можно добиться нужного тона, гармонии тёплых и холодных оттенков. Художник неоднократно отметил, что не нужно копировать чью-то палитру, живопись не может заключаться в копировании цвета. 

Альваро-4083.jpg

Альваро Кастаньет рассказал, что когда жил в Австралии, Мельбурне, разработал свой дизайн кистей для акварели. Разумеется, сам он может писать шедевры чем угодно! Но для удобства работы для него создали кисти, вдохновлённые Raphael brushes. Но тоньше, легче. Это важно, поскольку Альваро никогда не держит кисть за основание, всегда только за кончик. На работу над кистями ушло приблизительно два месяца.

Альваро-4232.jpg

Для компоновки композиции использует карандаш 6 В. Палитра художника, crafty book, медная, сделана в Англии, бывшим инженером, который сам всегда мечтал стать художником. Медная поверхность палитры покрыта белой эмалью, которая никогда не меняет цвет, при смешивании цвета на палитре, всё выглядит так, как будет на бумаге. Он много путешествует, палитра никогда не ломается, хорошо закрывается, и краски всегда достаточно мокрые и свежие для письма. Он никогда не моет палитру, потому что на ней остаются хорошие раскладки цвета, которые можно использовать. Он держит палитру всегда определённым образом, не вращает её. 

 
Альваро-4090.jpg


Натягивая бумагу на планшет, Альваро Кастаньет сказал, что хорошая живопись отнимает всю жизнь, мы никогда не достигнем совершенства. И не следует ожидать, что после этого мастер-класса станем рисовать заметно лучше. Польза мастер-класса: встретиться, обменяться мнениями,- и начать встраивать полученные знания в жизни лишь спустя время, пропустив через свои внутренние фильтры. На мастер-классах все хотят получить техническое развитие, но это не то, что нам действительно нужно.

Дальше маэстро заявил, что ему трудно работать с переводчиком, он скучает, умирает, ему трудно обрывать мысль и ждать перевода. В дальнейшем перевода на нашем мастер-классе было меньше и меньше.

В живописи очень важна философия, а не механическое перечисление компонентов. Постоянно прерываясь мы никогда не дойдём до цели мастер-класса, ему нужно это время.

Логика, от разума к разума не уместна в живописи, она хороша для математики. Если искусство можно объяснить логически, просчитать, тогда все были бы художниками. В искусстве нет логики. 

 
Альваро-4154.jpg


Но есть 4 столпа, на которых стоит акварельная живопись. Очень удачно визуальное сравнение: Альваро показывает их как три невидимые ножки, на которых держится его планшет.

Цвет. Нужно хорошо разбираться в цвете. Выбирать цвета не по личным предпочтениям, а ради гармоничной палитры. Важна хорошая цветовая схема. Важно разбить цвет на составляющие.

Тональность. Как свойство цвета. Создаёт глубину и объём.

Формы. Есть три формы: большой, средний и маленький. На картине должна быть одна большая форма, 2-3 средние и много-много маленьких.

Контур. Lost and found. Всегда должны быть на картине резкие и мягкие границы. 

 
Альваро-4144.jpg


При планировании картины мы должны помнить об этих моментах. Сюда не входят, но также важны: мазки кистью, хорошая каллиграфия. Важно каждую кисть использовать для своих целей. 90 % своих работ он создаёт крупными кистями.

Многие художники зацикливаются на том насколько красиво они рисуют. Но в погоне за красивостью картина становится иллюстрацией. Альваро не любит иллюстрацию, она не имеет ничего общего с акварельной живописью. Он не любит предсказуемую живопись, предпочитает впечатление, наивность. Нужна страсть, поэзия, работа не должна быть рассудочной! Живопись - это упражнение в человечности, биение жизни, её не существует в реальной жизни. Это иллюзия, которую ощущает художник. 

 
Альваро-4183.jpg


В первой демонстрации Альваро изобразил студию, солнечный свет на полу, пятерых рисующих за мольбертами. Работа выполнена без заливки.

Альваро отвечает на вопрос, что часто работает под музыку. Обычно это современный рок или что-то из тяжёлого рока.
Художник пишет слева направо, он не делает свои работы очень цветными(хотя на фото в интернете они выглядят такими, это несовершенство оптики). Альваро много шутит, ему действительно важно видеть реакцию публики. Когда ученики реагируют на шутки, он расслабляется, понимает, что нет языкового барьера, и мы готовы воспринимать его философию. “Я пока сам не понимаю, что в итоге будет. Мне пока самому не очень нравится. Но не волнуйтесь! Не волнуйтесь. Обещаю, всё будет хорошо!” Тонкими линиями, тонкой кистью собирает изображение воедино. Тут становится окончательно видно: не важен процесс, не важно, чтобы всё время было красиво, важен результат. 

 
Альваро-4161.jpg


Маэстро продолжил делиться своей философией. Он очень уважает женщин и очень мягок с женщинами, но если предположить, что акварель - женщина, то её надо приручить. Она должна делать то, что он скажет. Она диктует условия начинающему художнику, говорит, что больше не может, затем вы на равных, а потом вы диктуете условия.
Далее небольшая ода женщинам: женщины лучше мужчин, умнее, лучше переносят боль, красивее, дольше живут. Он очень уважает женщин. 

 
Альваро-4439.jpg


Нельзя рисовать со страхом. Живопись, как всё в жизни - это отражение нашего отношения. Если бояться, ничего не получится. Мы руководим. Совершили ошибку - исправили. Рисовать надо так, будто нам всё равно. Техника - это ничто, тут нужен только ум. Ум не нужен для создания картины, нужна чувствительность, способность видеть, не используя свой жизненный опыт. Не изображать свойства объектов такими, какими мы их знаем. Наблюдать мир, впитывать. Хорошие материалы не делают нас мудрыми. Не дают мощи, таланта. Если мы хороши в логике,то должны заниматься математикой, а не живописью. Для творчества важна интуиция, любовь, вдохновение, способность чувствовать, музыкальность, восхищение реальностью… Без этого мы получим иллюстрацию. Мы не должны копировать, не должны перенимать технику. Надо использовать чувства, быть включенными в реальную жизнь, не надо делать рисованную фотографию. Мы способны чувствовать, нам не надо доказывать, что стул - это стул. Надо показывать чувства, а не природу. Природа совершенна, копируя её мы не скажем ничего нового. Традиционное искусство хуже наивности, копия не даёт магии жизни. Мы должны быть наивными. Вовлекаться, идти от сердца. Не быть слишком умными, он не любит умных, надо быть sweet, romantic, с горячим сердцем. 

 
Альваро-4516.jpg


После перерыва Альваро создаёт картину с изображением Красной площади в солнечный день. Людей размещает на уровне глаз, люди общаются. Художник рекомендует всем ученикам на первых порах использовать маленький лист и большую кисть, так легче обрести уверенность. В своей работе Альваро не использует какие-то сумасшедшие цвета, всё в гармонии. Не оставляет белый лист, не использует чёрный цвет. Акварели мастера обязательно надо видеть вживую, иначе не получить достоверное впечатление. 

 
Альваро-4271.jpg 


Далее художник показывает как создаёт фигуры. Они привлекают внимание, собирают картину, нужны для интереса зрителя. Альваро не добавляет много деталей, чтобы не убить свет, привлечь внимание зрителя к нужному месту. Большие объекты на картине всегда рядом с маленькими, резкие границы рядом с мягкими, самое светлое рядом с самым тёмным. Это вопрос практики. Это правила, которые надо внедрить в свою живопись… чтобы забыть о них, не думать. Освободиться от просчитывания. Доведённые до автоматизма знания дают свободу.

 
Альваро-4351.jpg

Второй день начался с упражнений по рисованию людей. Тут также очень важно правильно выбрать кисть и держать её за самый кончик. Людей нельзя писать так, будто мы подписываем ручкой чек, пересыщать композицию декоративной информацией. Альваро чётким каллиграфичным движением создаёт размашистое пятно. “Что это? - ничто. Что мы можем из этого сделать? - множество фигур”. 

 
Альваро-4507.jpg


Отправляя учеников практиковаться в фигурах художник дополнительно обозначает, что никогда нельзя держать кисть за основание. Never ever in your life. От этого болят его глаза. Альваро советует очень много практиковаться в рисовании фигур. Это сложно, но только с практикой растёт мастерство. 

 
Альваро-4494.jpg


Затем Альваро продемонстрировал группе как работает на пленэре, а ученики повторили работу уже в студии. 

 
Альваро-4375.jpg 


Для создания облака на картине нам нужна очень сухая кисть. Он может держать её так вечность, с неё не капнет вода. Наша проблема в том, что мы уверены, что должна быть хоть капля воды. Мы не моет кисть, мы используем грязный пигмент. Важны на картине линии электропередач, они собирают изображение. 

 
Альваро-4415.jpg 

 
Художник очень интересно объяснил свой подход к цвету, ведь цвета на картине не случайны. В пример он приводит простую и очень наглядную ситуацию: женщина, которая купила платье, посоветовалась с подружкой какие нужны туфли, сумочка и так далее. 

 
Альваро-4474.jpg


В завершение, мастер говорил, о том, что мы мыслим абстрактно, мы выше животных, нам не нужна ксерокопия. Наш разум должен работать, когда видит произведение искусства. Что искусство базируется на чувствительности, на способности чувствовать. В своей живописи мы не должны деликатно мяукать, мы должны рычать как львы! Живопись не должна быть красивой, ей следует быть немного уродливой. Пусть дерево будет прекрасно, но… немного уродливо. Тогда он купит такую картину. Ему не нужна красивая Венеция, forget it! Дайте Moscow, winter, street, single guy, mood. Настроение - фактор номер один. 

 
Альваро-4407.jpg 

 
Оценивая работы участников мастер-класса Альваро Кастаньет говорил, что русские леди и один джентльмен очень умные, все на верном пути, нужно больше практики, практики, практики. 

 
Альваро-4419.jpg 


Очень полезно видеть как работает один из ведущих мировых акварелистов. Слушать, впитывать философию. Будем надеяться, что Альваро осуществит своё желание создать большую выставку картин о Москве и вернётся к нам с мастер-классом через год!


Альваро-4400.jpg

 



Мастер-класс Альваро Кастаньета в Москве в июне 2018 >>






Bratec Lis School

27-28 июня 2017

текст и фото: Валерия Ольховская

  

Возврат к списку