Репортаж о мастер-классе "Текстуры в акварели с Ангусом Макэваном (Шотландия)"
7-9 февраля 2014 года в Bratec Lis School состоялся мастер-класс с художником-акварелистом из Шотландии Ангусом Макэваном.
Знакомство началось с просмотра презентации работ Ангуса Макэвана. Смотрели слайд-шоу и видео.
Затем Ангус предложил участникам выполнить несколько упражнений на развитие зрительной памяти, которые каждый день выполнял Анри Маттис. Одно из упражнений называется «Слепой контур». Задача этого упражнения поменять режим взаимодействия с объектом – больше смотреть на натуру, чем на рисунок. Выполняя это упражнение, участники смотрели только на объекты рисования, внимательно всматриваясь в каждую мелкую деталь, и совсем не смотрели на рисунок. Очень интересный опыт и не менее интересный результат. Рисунки получились очень живые и весьма детализированные.
Рисовали металлические ржавые предметы, старые инструменты, какие-то старые раритетные коробочки, сухоцвет, нашлась даже старая кожаная кобура от пистолета)
Дальше Ангус показал, как работает сам с пояснениями. Затем помогал в создании работ участникам. Ангус объяснил, что в начале выполнялся тональный рисунок акварелью тёплых тонов, затем, после высыхания, накладывался холодный тон. Использовались локальные цвета предметов (без механического смешения), реализовывался приём оптического смешения красок.
Второй день мастер-класса тоже начали с просмотра слайд-шоу и видео работ Ангуса. На видео можно было наблюдать процесс создания работ Ангусом по этапам. Очень впечатлили работы, сделанные в технике коллаж. Довольно необычное сочетание приёмов - использование коллажа в акварельной живописи. А вот оказывается так тоже можно!
Потом Ангус показал множество приёмов, позволяющих создавать текстурные поверхности в акварели. На примере небольших акварельных выкрасов Ангус продемонстрировал всевозможные техники работы с акварелью – по сухому, по мокрому, комбинированные техники, процарапывание, оттиски, набрызги. Ангус показал множество приёмов, их оказывается очень и очень много. Но может быть ещё больше, если продолжать экспериментировать! Простор для фантазии не ограничен! Главное, подписывать полученные образцы фактур, чтобы не забыть потом, как тот или иной эффект был получен.
После демонстрации акварельных техник Ангус выполнил быструю живописную работу, чтобы продемонстрировать участникам возможные приемы, которые позволяют изобразить старую металлическую поверхность. В качестве объекта для рисования Ангус выбрал небольшую, но очень живописную коробочку, которая изобилует всеми необходимыми атрибутами: частично облупившаяся краска, патина, потёртости, мягкий металлический блеск. Для создания этой работы Ангус применил очень необычный приём, мы все были удивлены. Но не будем раскрывать все авторские секреты)) Демонстрация всех впечатлила, хотя работа была выполнена в очень короткий срок. Надо заметить, что подытоживая эту демонстрацию, ведущий сказал, что не существует готовых рецептов для создания тех или иных фактур. В своих работах он всегда экспериментирует, и что, возможно, если бы он рисовал эту коробочку завтра, он уже применил бы другие пластические приёмы.
Для своих работ Ангус использует разные типы бумаги, чаще всего это плотная не очень зернистая бумага. Иногда Ангус пишет на бумаге ручного производства. На мастер-классе он раздал участникам по небольшому листу акварельной бумаги ручного производства марки Fabriano. Довольно дорогая и высококачественная вещь. Спасибо, за предоставленную возможность поработать с таким качественным материалом!
В качестве финальной работы участники мастер-класса должны были выполнить своего рода панно из определенного количества предметов, равномерно распределённых в формате листа. Предметы, которые участники писали с натуры, приобретали контуры и материальность просто на глазах. Иногда казалось, что уже не понятно, где настоящий материальный объект, а где его копия, выполненная акварельными красками!
Мы провели три очень насыщенных дня рисуя под руководством великолепного художника и прекрасного преподавателя Ангуса Макэвана. По отзывам участников, каждый из них получил очень много в личных консультациях с Ангусом. Общение с таким мастером - это ценный опыт, из которого каждый может извлечь необходимые знания и навыки для развития, а также большой заряд вдохновения для создания новых художественных произведений.