10.10.15

Репортаж о мастер-классе «Текстуры в акварели» с Ангасом Макьюэном

В октябре 2015 года непревзойденный мастер акварельных фактур Ангас Макьюэн провел в Bratec Lis School четырехдневный мастер-класс. В рамках мастер-класса Ангас продемонстрировал художественные приемы, позволяющие реализовать истинный потенциал акварели в её способности описывать уникальные характеристики поверхностей различных объектов (дерево, метал, ржавчина и облупившаяся краска на старых поверхностях, сухие фрукты и цветы). Участникам были предложены многочисленные способы изучения акварели для максимального раскрытия возможностей этой техники, в том числе — методы, применявшиеся великим американским художником-реалистом Эндрю Уайетом.

Шотландского художника Ангаса Макьюэна называют «поэтом текстур» — действительно, ему как никому другому удаётся увидеть в привычной реальности и воспеть в своих акварельных работах удивительную красоту, казалось бы, привычных вещей.

В акварелях Ангаса волшебными становятся тронутые ржавчиной железные гвозди или шестерёнки, состаренные временем замки и ключи, отдавшие влагу засушенные цветы и фрукты. Тому, как на бумаге с помощью воды, акварели и специальных приёмов достигать таких удивительных эффектов, Ангас учил студентов своего мастер-класса в Bratec Lis School на протяжении четырёх осенних дней.

«ПРАВИЛ — НЕ СУЩЕСТВУЕТ. НАРУШАЙТЕ ЛЮБЫЕ ПРАВИЛА, ТОГДА ВЫ БУДЕТЕ СВОБОДНЫ», —

Ангас Макьюэн, шотландский художник-акварелист

эван1.jpg

эван2.jpg

Ангас Макьюэн / Angus McEwan

Художник Ангус Макэван«Мне хочется запечатлеть окружающее точно и в то же время сделать это эмоционально. Мне хочется что-то рассказать о своем предмете, возможно — даже приукрасить его, изменить, преобразовать, придать ему выразительности и возвышенности, и таким образом донести свою мысль до зрителя.

Я постоянно в поисках знаний. Путешествия позволяют мне постоянно приносить нечто новое в мои работы, помогают обогатить мой творческий процесс.

Мне доставляет большое удовольствие работать с акварелью, пользоваться которой, на мой взгляд, увлекательно и приятно. Акварель позволяет достигать неожиданных результатов, и это именно то, что мне в ней нравится.

Неожиданные открытия, обнаруживаемые во время изучения предмета и среды, в которой он находится, по-настоящему захватывают и поглощают меня. Мне очень нравится, что акварель позволяет достичь каллиграфического качества написания картины».

Ангас Макьюэн


Ангас Макьюэн — шотландский художник-реалист.

В 1983 поступил в Duncan of Jordanstone College of Art в Данди, получил степень и аспирантуру по изобразительному искусству.
После окончания учёбы отправился в Китай (Пекин, Сиань, реки Янцзы, Ухань, Гуйлинь и Яншо), где работал и путешествовал на протяжении трёх месяцев. За это время художник создал более 50 работ, которые поступили в распоряжение Королевской Шотландской академии в Эдинбурге.
Сейчас Ангас Макьюэн преподаёт современное искусство, BA Design&Creativity course, курс по рисунку в Dundee College (Шотландия).

Награды:

Elizabeth Greenshields Award (Canada) — дважды
Royal Scottish Academy — 1995
В том же году был избран членом Королевского Шотландского Общества художников акварелистов (RSW).
RSW Exhibition — The Alexander Graham Munro Award.
В 2001 году снова получил приз Королевского Шотландского Общества художников акварелистов за картину «Сокровища Шотландии».

Diana King/Scottish Gallery Prize at the Royal Scottish Academy, в Глазго. Был избран профессиональным членом Visual Arts Scotland.
2005 — John Blockley Prize в Royal Institute of Painters in Water colours, London в том же году был избран ассоциированным членом Международной гильдии реализма, США.
1-й приз — Международная премия, Marche d’ Acqua Fabriano Watercolour, 2012
Бронзовая награда — Shenzhen International Watercolour Biennial, China, 2013

В течение последних 20 лет у Ангаса Макьюэна было 19 персональных выставок, также — несколько десятков групповых выставок, в которых художник принял участие.

Все, кому посчастливилось побывать на мастер-классе и познакомиться с уникальной техникой талантливого шотландского художника, смогли создать собственные впечатляющие работы с изображением объектов, обладающих сложными текстурами.

По словам Ангаса, он привык внимательно смотреть по сторонам, чтобы замечать красоту текстур окружающих нас поверхностей. К каждой своей работе художник, как правило, совершает несколько «подходов». Так и участников мастер-класса своим секретам преподаватель обучал в несколько этапов.

эван3.jpg

Чтобы добиться того самого поражающего зрителя потрясающего «портретного сходства» изображения и «модели», внимательным художнику стоит быть с самого начала работы. Поэтому начал Ангас с объяснения основ создания наброска. Карандашные контуры будущего рисунка должны как можно более чётко повторять абрис изображаемого предмета. Для начала проще всего — держать «модель» в непосредственной близости от листа.

эван5.jpg

эван6.jpg

эван7.jpg

В основном ход работы строится по одной схеме: собравшись вокруг мольберта преподавателя, все следят за его действиями и слушают объяснение части урока. Затем — каждый за своим столом занимается тем, что повторяет «заданный урок». Ангас тем временем обходит класс, наблюдая за успехами участников мастер-класса, отвечая на вопросы каждого, если нужно — давая совет или помогая делом. «Не бойтесь совершать ошибки и не бойтесь всегда пробовать новое, много нового», — призывает преподаватель.

эван8.jpg

эван9.jpg

эван10.jpg

эван11.jpg

эван12.jpg

«Правил — не существует, — говорит Ангас Макьюэн. — Нарушайте любые правила, тогда вы будете свободны». Сам художник главным образом использует в работе акварель. При этом в дело может идти и гуашь, и восковые мелки, и карандаши. Ангас кладёт на бумагу краску слой за слоем, чтобы потом смыть часть её или убрать обратной стороной кисти, добиваясь неожиданных интересных эффектов и фактур. Своих учеников он также призывает экспериментировать и пробовать новое. Выясняется, например, что лучше любой кисточки или пульверизатора разбрызгивать воду помогает ненужная зубная щётка, а интересного «царапающего» эффекта можно добиться, работая боковой стороной сухой кисти по только что наложенной краске. Можно использовать салфетку, ткань, шкурку — что угодно. «Не бойтесь, будьте смелей!» — призывает художник.

эван13.jpg

эван14.jpg

эван15.jpg

эван16.jpg

«Обычно я работаю методично и тщательно, — замечает Ангас. — Мне нужно время подумать. Иначе я делаю много ошибок. Но ошибки — это не страшно, даже наоборот. Вот сейчас я кладу цвета на бумагу — и я знаю, что всё это будет много раз исправлено».

эван17.jpg

эван18!.jpg

эван20.jpg

«Чтобы работать точно и правильно и получать задуманный результат, надо быть очень аккуратным, надо подумать о каждом действии. Подумать о форме и цвете, о каждой детали и каждой тени», — говорит художник. Каждое движение руки Макьюэна по бумаге — выверенное, словно у мастера каллиграфии. Один цвет ложится на другой, добавление нового оттенка меняет предыдущий — затем он, может быть, изменится не раз снова. «Я не работаю только над одним участком рисунка, — замечает художник. — Я «прыгаю» с места на место, добавляя набранного на кисть цвета всему, что сейчас привлекает мой взгляд».

эван21!.jpg

эван22.jpg

Один из четырёх дней работы Ангас и студенты посвящают подробному изучению и копированию работ великого американского художника (по признанию Ангаса, для него — одного из самых уважаемых и любимых мастеров), Эндрю Уайетта. Каждый участник мастер-класса выбирает для себя работу по душе; Макьюэн занимается подробным копированием выбранной работы наравне со своими студентами. «Уайетт уникален тем, что использует в своих работах разнообразные техники, оставаясь при этом собой. Поэтому у него хорошо учиться», — замечает Ангас.

эван24.jpg

эван25.jpg

эван26.jpg

эван27.jpg

эван29.jpg

эван30.jpg

эван31.jpg

По признанию Ангаса Макьюэна, он привык работать одновременно очень быстро и очень медленно. Быстро — в каждый момент, когда его внимание сосредоточено на работе. Медленно — оттого, что привык возвращаться к изображению вновь, на следующий день или позже. «Я постепенно надстраиваю текстуру, форму, цвет. Чтобы появилась глубина, необходимо время», — говорит Ангас. По словам художника, начинает он со светлых участков, добавляя цвета там, где нужны более тёмные.

эван32.jpg

В последний день мастер-класса участники вместе с преподавателем занимаются финальной работой. Перед этим каждый выбрал для натуры снимок с интересными фактурами — из коллекции, предоставленной Ангасом или найдя изображение по собственному вкусу.

26.jpg

Теперь приходит время применить на практике всё, чему студенты учились у «поэта текстур» предыдущие три дня. Ангас по-прежнему внимателен к каждому студенту и каждому вопросу. Неторопливо обходя класс, он помогает участникам занятий. Перед ними на листах бумаги постепенно проявляются цветные калейдоскопы, паззлами разноцветных участков составляющие единые изображения — прекрасными становятся внимательно рассмотренные доски забора под облупившейся краской, завитки лепестков увядших букетов цветов и дольки засушенных фруктов.

27.jpg

«Главная точка отсчёта тут — думать о том, что делаешь, думать о текстурах», — напоминает Ангас. Итогами мастер-класса Макьюэн более чем удовлетворён: преподаватель с почти 20-летним стажем, он констатирует высокий уровень студентов Bratec Lis School и подчёркивает, что доволен их успехами. По словам Ангаса Макьюэна, он с радостью проведёт в нашей школе новые мастер-классы. Начинаем ждать!

эван35.jpg


Приглашаем принять участие в выездном мастер-классе с Ангасом Макьюэном в Италии в июне 2016 >>

  

Возврат к списку