05.05.17

Репортаж с мастер-класса "Маленький театр Ребекки Дотремер"

Любовно ожидаемый мастер-класс знаменитого французского иллюстратора Ребекки Дотремер собрал профессиональных художников, целенаправленно идущих к мечте стать книжными иллюстраторами. Среди участниц мастер-класса три девушки уже издали свои книги. Кто-то стремится выйти на мировой уровень, и Ребекка поддержала это стремление, дав бесценные, очень практические и подробные советы.

МК Ребекки Дотремер.jpg

Первый день мастер-класса Ребекка начала со знакомства с аудиторией, выяснила, есть ли участники не из Москвы(двое: Тбилиси, Грузия и Тель-Авив, Израиль, - обе девушки прибыли в Москву специально на мастер-класс Ребекки). Получив подтверждение, что практически все участники рисуют профессионально, Ребекка сказала, что предпочитает общаться со слушателями на равных, тем более всех объединяет желание жить в среде книжной иллюстрации.


МК Ребекки Дотремер.jpg

Интересен факт, что в родном Париже Ребекка Дотремер никогда не проводила мастер-классы, из-за сомнений именно в своих преподавательских качествах. Совершенно напрасно, ведь мастер-класс состоялся, пожалуй, благодаря отсутствию менторской отстранённости, в формате диалога не только и не столько со звездой мирового уровня, но и красивой женщиной, женой и мамой троих детей.


МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

В первый день было очень много теории. Ребекка предполагает, и небезосновательно, что ученики всегда ожидают от неё секрета рисования тонких ликов, сюрреалистичных композиций и вибрирующей свето-воздушной атмосферы. Она же очень большой акцент делает на мыслительную деятельность. И на самом деле, стоит глубже узнать о методе её работы, становится ясно, что в иллюстрациях Ребекки нет сюрреализма ради сюрреализма, случайных деталей ради эффектности.


МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Ребекка начала с того, что ей не близок простой, понятный и популярный подход, когда иллюстратор дословно переводит текст в графический язык, перечисляя предметы и явления. Этот беспроигрышный вариант для неё слишком скучен, декоративен, здесь не над чем работать, негде развернуть творческую мысль. 

Работая с текстом, Ребекка берёт за основу какие-то опорные слова, думает о передаче смысла текста, а не его визуальной составляющей. Конечно, бывают ситуации, когда необходимо прямое следование тексту, тогда в наших руках выстраивание мизансцены. Ребекка считает, что не нужно излишне привязываться к следованию тексту, похожести, соблюдению пропорций, если это вредит творческому замыслу художника, а то и вовсе убивает творческую мысль.


МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg


Ребекка часто передаёт эмоции героя иллюстрации через окружающие предметы. Так, иллюстрируя Библию, в иллюстрацию Христа в пустыне она добавила камни, как выражение какой-то суровости, тягостности.

Камни же есть в иллюстрациях к дневнику Мальчика-с-пальчик. Там камни - хлебные крошки. А ведь действительно, для такого малыша крошка может быть холмом или даже горой.

В книге говорится, что Мальчик-с-пальчик жил в домике в лесу. Но почему дом должен быть обязательно прямоугольником с крышей? Почему не нарисовать его в виде гнезда, птичьего дома?


МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Такие необычные моменты очень важны, они вызывают удивление читателя. Покупатель должен взять книгу в руки, сказать “ого!” и желать узнать о чём же там идёт речь.

Через обстановку Ребекка виртуозно передаёт ощущения героя. Мальчик-с-пальчик боялся волков в лесу, Ребекка, чтобы показать этот страх, изобразила этих жутких чудовищ, окруживших мальчика.

0ce99414f0fb33f4cc15a73a41ee43b6.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Был задан вопрос, ищет ли Ребекка какие-то типажи для иллюстраций в лицах прохожих, посетителей кафе. Художница ответила, что ей это не нужно, она питается всем окружающим миром, всеми его проявлениями. Ей не нужно искать героев и обстановку во вне, она синтезирует их из своего опыта.


МК Ребекки Дотремер.jpg

Большое внимание Ребекка уделяет портретному подходу к персонажу. Её всегда удивляет несоразмерность поступка и личности. К примеру, показывают в новостях террориста, злодея, погубившего жизни людей, а на фото самый заурядный человек. Поэтому Ребекка усиливает какие-то черты в своих портретах, добавляет черты, усиливающие эмоции, додумывает характеристики.


МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Иногда цепляется за какие-то незначительные детали в тексте и обостряет их. Такой метод очень помогает уходить от клише. В своих работах Ребекка старается уходить от общепринятых канонов, даже библейские ангелы у неё бесконечно далеки от привычных изображений.


МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Говоря о источниках вдохновения, Ребекка не называет известных художников, в основном, это фотографы. Не удивительно, что её иллюстрации так фотографичны. Взять, к примеру, безумного шляпника. Он будто выбегает из кадра, его невозможно нормально сфотографировать - именно так может вести себя безумный человек.


МК Ребекки Дотремер.jpg

Свои книги Ребекка режиссирует как фильмы. А иллюстрации к ним - как театральные постановки. Делает раскладки из огромного количества зарисовок. В недавно вышедшей книге “шёлк” много эротических моментов, иллюстрации эротического характера она включает там, где не эротичен текст. В этой книге любимая, на данный момент, иллюстрация Ребекки. Это чаша, из которой пил мужчина и после него женщина, прикасаясь губами к тому месту, где были его губы. Орудия и предметы могут завораживать не меньше, чем портрет. В этой книге Ребекка настолько отошла от привычных задач иллюстратора, что позволила себе ввести в иллюстрации к книге персонажей, о которых в тексте ничего нет. Это просто случайные прохожие, которые могли бы быть свидетелями этих событий.


МК Ребекки Дотремер.jpg

Ребекка любит думать о книгах как о театральных постановках, только её актёры более свободны: могут летать, играть любые роли, выражать что угодно, можно менять декорации, компоновать мизансцены, вести диалог со своими персонажами.

Отвечая на вопрос говорит, что не любит работать над книгой с авторами, те часто втыкают палки в колёса своими представлениями.

МК Ребекки Дотремер.jpg

После перерыва участники мастер-класса делают наброски.
Первая тема: “Старик потерял память”. Было много работ так или иначе развивающих тему дырки в голове, Ребекка считает, что это хороший образ, его можно по-разному развивать.
Вторая тема: “Маменькин сынок”. Ребекке понравился вариант где мама укрывает сына своей заботой, собой как огромным зонтом.

МК Ребекки Дотремер.jpg

Следующее задание было очень сложным и буквально изматывающим. На 17 листах, по числу участников, были заданы разные темы. На каждом листе каждый участник рисует за две минуты то, как представляет эту тему и передаёт следующему. Чем больше человек уже оставили свои зарисовки на листе, тем сложнее придумать что-то новое. Очень эффективное упражнение на выход из зоны комфорта, на способность нестандартно подходить к решению проблемы.

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Второй день был посвящён технике. Ребекка говорит, что у неё не очень зрелищный подход, как раскраска(когда-то она начала работать в иллюстрации именно с них). Но такой подход очень подходит ей, она привыкла к аккуратности,полному контролю за процессом.

МК Ребекки Дотремер.jpg

Приступая к новой книге, Ребекка делает огромное число набросков, но никогда не сохраняет их. Далее составляет дорожную карту. Очень важно держать всю книгу в голове, ритм, сочетаемость кадров. Отработав эскиз, делает рисунок, сканирует и подбирает цвета в фотошопе. Так она делает последние 10 лет, это ускоряет процесс поиска цвета. После натягивает рисунок на планшет и пишет красками.

МК Ребекки Дотремер.jpg

После работы с мультипликацией стала много внимания уделять плановости, в чём тоже очень помогает работа со слоями в фотошопе. Для планирования композиций часто использует фотографии, особенно фото неба.

Был задан вопрос как строится рабочий день Ребекки. Она рассказала, что буквально 15 дней назад её жизнь круто поменялась. Более 20 лет она работала по 16-17 часов в сутки. Но вдруг поняла, что у неё большой проект книги с множеством персонажей и она с трудом успевает его сдать. Тогда она позвонила издателю и сказала, что книга будет в следующем году. С этого времени Ребекка чувствует себя в отпуске. На этом мастер-классе она отдыхает. Она позволила себе посмотреть город и в этот раз не будет вечерами в отеле работать над иллюстрациями. Счастливое выражение лица и расслабленная поза полностью отражают её отпускное настроение.

МК Ребекки Дотремер.jpg

Свои картины Ребекка часто перенасыщает деталями. Она говорит, что работа над мелочами - это ремесленный момент, но ей это нравится, это практически рукоделие, она этим наслаждается. Кроме того, всегда стремится усложнить себе работу. Иногда, если ей кажется, что картина слишком хороша, она может её порвать, потом собрать и склеить скотчем.

Рассказала о своём опыте работы со студентами. При работе над “Личным дневником мальчика-с-пальчик” ей пришлось обратиться за помощью, чтобы успеть в сроки. Рассказывает, что это был очень сложный опыт, который она не хочет повторить.
После Ребекка дала задание(первый раз в своей практике) нарисовать маленький узелок и идеально покрыть его краской. Кажущееся простым задание на практике оказалось невыполнимым. Так Ребекка хотела показать тщательность, с которой она работает над картинами.

МК Ребекки Дотремер.jpg

На третий день мастер-класса Ребекка рассказала о месте своего рождения, обучении. О том, как начала свой путь в иллюстрации. О том, что у неё даже был опыт, когда ей заплатили за дизайн банками сардин. О работе с Kenzo, которая стала прорывом. О книге “Влюблённые”, после которой к ней пришла широкая известность. Ребекка рассказала, что больше всего любит иллюстрировать для взрослых и для прессы. Рассказала о опыте работы с Disney, где не слишком ценят авторские идеи.

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg

Талантливый человек, работая над мультфильмом, создала подробный макет дома, всё наружное и внутреннее пространство, чтобы режиссёр понимал где развиваются события. Ребекке так понравилось работать с объёмом, что она создала инсталляцию для театра. А затем декорации для “Волшебной флейты”. Сейчас делает афиши спектаклей.
На данный момент работает над часословом и книгой для взрослых.

Участники мастер-класса учились писать лица в манере Ребекки. Многим она дала кисти, которыми работает сама, потому что для её техники важен острый кончик. Участники учились видеть контраст, объём, которые создают иллюстрации Ребекки. На её картинах всегда эффектный, несколько драматичный театральный свет.

МК Ребекки Дотремер.jpg

МК Ребекки Дотремер.jpg
 
В портфолио участников мастер-класса Ребекка отметила, что у многих есть хорошая техника, но надо идти дальше. Надо режиссировать свои маленькие театральные представления. Пожелала смелости иллюстрировать свою первую книгу.
По мнению участников и самой Ребекки мастер-класс удался, её совершенно напрасно пугали суровыми русскими, она увидела прекрасных девушек, которые любят её творчество и развиваются в её любимой сфере.

Bratec Lis School
5—7 мая 2017
текст: Валерия Ольховская
фото: Юлия Нестерова
  

Возврат к списку