Такой насыщенной программы для мастер-класса, как та, что придумал французский художник Бенуа Гийом, пожалуй, в Bratec Lis School ещё не было. За три дня мы успели сделать десятки скетчей и несколько больших работ, неоднократно побывать в роли моделей (демонстрируя самые неожиданные позы) и сочинителей историй, сыграть в скетч-казино, поработать с натуры в залах Дарвиновского музея и оказаться на скачках — на Московском ипподроме.
Приезда в Москву одного из лучших (по мнению нашей школы и не только) скетчеров современности мы в Bratec Lis School ждали с особым нетерпением. Бенуа Гийом, французский художник, иллюстратор, мастер создания рисованных историй и книг из них заявил для своего трёхдневного мастер-класса впечатляющие планы. За время интенсива по овладению искусством живого рисунка студентам предстояло выполнить много необычных заданий — и посетить (со скетчбуком и карандашом) массу интересных мест.
Бенуа начал с небольшого рассказа о себе и демонстрации своих работ — удивительно разных, как по тематике, так и по технике, и по форме. Похожие на карикатуры забавные картинки и артхаусные рисованные истории, наброски из путешествия в Алжир (Бенуа делает книгу об этой поездке, с картинками, но весьма серьёзную), одновременно смешной и грустный фильм о человеке и его голове... Мультфильмы, по словам Бенуа, он любит делать особенно, только вот это отнимает немало времени.
______
О художнике:
Бенуа Гийом (Benoit Guillaume) — французский художник, иллюстратор, создатель комиксов и анимационных картин, автор книг, преподаватель, путешественник, мастер скетча.
Вот как Бенуа сам рассказывает о себе:
«Я родился в 1976 году во Франции. Не так давно я перебрался в Марсель, этот большой ветреный город на берегу Средиземного моря. Рос я в Бресте (портовый город на западе Франции. — Bratec Lis Scool), мне довелось пожить в Париже, Нью-Йорке, Валенсии, Ханое, в Алжире, в Ченнаи (Индия) и Монреале. Я люблю большие города и отлично чувствую себя среди толпы.
В основном я провожу время в усердных трудах над картинками для небольших сборников комиксов — у себя дома, и вне его стен, на улице — за изображением городских видов и жизни вокруг.
Отдельное удовольствие для меня — придумывать и делать рисунки для моих книжек с картинками.
Ещё я занимаюсь разнообразными книгами комиксов — это уже работа посложнее.
Вот моя жизнь — в её наилучшем виде.
Коротко:
Работал для: Telerama, Le Monde, Arte Radio, New York Times, Prime Russian Magazine, CQFD, Z…
Книги:
ROULADES (Fidele Editions) (2015)
HIVER AU SOLEIL (2014)
MONTREAL (2013)
PAYSAJES DOMESTICOS (Zinemateca) (2011)
CHÚC SUC KHOE (Cambourakis) (2010)
LE FANTôME (l’Association) (2011)
DE LA FENÊTRE, LE TROMPE L’ŒIL (La 5eme Couche) (2006)
Анимационные фильмы:
ENCORE DES CHANGEMENTS with Barbara Malleville (2013)
NAKED UNBORN CHILD (2012)
CHEVEUX DANGEREUX (2007)
L’INONDATION EN 1910 ÉTAIT MONTÉE JUSQUE LÀ (2004)
DRESS (2003)
CIGARILLOS (2003)
Образование:
1998—1999: Школа живописи и дизайна Parsons Scool Design (Нью-Йорк, США)
1995—1998: Высшая школа искусств и архитектуры города Парижа (Париж, Франция)
1994—1995: Classe de mise à niveau en Arts Appliqués, LE PARACLET (Кемпер, Бретань, Франция)»
____________________
Наше же время в классе школы расписано по минутам. Теперь, заявляет наш преподаватель, начинаем игру (мы назвали её «скетч-казино»). Игра — с графическим полем, бросанием костей и вытягиванием карточек. Суть её: каждый участник становится моделью — по очереди, остальные его рисуют. Что придётся изображать модели, решает жребий. Это ещё не всё: то, как мы будем рисовать модель, тоже каждый раз заново определяют условия нового круга игры.
Пример: модели нужно занять позу лёжа на боку с закрытыми глазами. Или — принять любое положение, при этом — использовав по своему усмотрению нетяжёлый предмет.
Остальным участникам предстояло, например, изобразить модель, глядя на неё только одним глазом (другой закрыт, забавный опыт), или — нарисовав лишь несколько мелких деталей, но ни одной основной линии (стоит попробовать, это интересно), или — вовсе не глядя на лист, вслепую (это задание оказалось самым сложным!).
Всё надо делать очень быстро: на выполнение каждого задания отводится от одной до нескольких минут.
Игра по-настоящему захватывает — отличная идея, например, для вечеринки с друзьями.
Бенуа рисует вместе со студентами...
...и наравне со всеми демонстрирует позы.
В выборе средств и материалов участники мастер-класса не ограничены — и кто-то рисует тушью, а кто-то — красками, кто-то — ручкой или карандашами. Одно из заданий провозглашает: теперь нужно поменяться изобразительным средством с соседом. В карандашами и фломастерами мы меняемся и после, уже по собственному желанию.
(На фото — самая юная участница нашего мастер-класса, Варя.)
Позы моделям могут достаться самые непредсказуемые...
...компоновать зарисовки на листах тоже можно по-разному.
Из отдельных набросков складываются коллажи и сценки...
...или — серии рисунков. После все работы мы во главе с Бенуа рассмотрим и обсудим во время просмотра.
Бенуа Гийом привёз в Москву несколько своих книг. В одних — только рисунки, в других — ещё и повествования.
«Это немного сюрреалистические истории, что-то от Кафки, Гоголя — я сам пишу в таком стиле», — говорит Бенуа.
Пишет он, как и рисует, и правда, здорово.
И команда участников мастер-класса подобралась под стать: вот другие работы первого дня.
(Внимательный зритель найдёт на рисунках моделей со снимков выше.)
Итог дня — упражнение-коллаж по мотивам всех эскизов и набросков, сделанных за день.
На следующий день, в субботу, мы отправляемся на Вавилова, в Дарвиновский музей (кстати, крупнейший естественно-научный музей Европы).
И рисовать мы тут будем не только птиц и зверей. По планам Бенуа, участники мастер-класса продолжат позировать — теперь на фоне медведей, лосей и сов, после же, к концу дня, из набросков каждому предстоит составить сюжетную картинку.
Получив задание, группа разбредается по музею.
Но большая часть всё же — рядом с нашим преподавателем: с ним интересно и весело.
Как и в первый день, мы позируем друг другу...
...и ещё — делаем зарисовки животных соло.
В конце дня — обсуждение итогов и просмотр. «Естественнонаучные» истории получаются забавными. Вот, например, «сэлфи» с леопардами.
Третий день обещает стать самым удивительным: мы проведём его на Московском ипподроме. Собравшись у парадного входа, вслед за гидом, почтенной дамой, похожей на английскую леди (весьма строгую, кстати), мы отправляемся на подробную экскурсию по ипподрому.
В процессе мы сможем покормить коня по имени Барин морковкой — и даже на нём прокатиться...
...и, конечно, его нарисовать...
...узнать истории появления разных пород лошадей и разглядеть портреты чемпионов в стенах музея ипподрома.
Экскурсия заканчивается как раз к началу заездов. Нам повезло: в день нашего визита на ипподроме разыгрывают несколько кубков.
Гостей на трибунах не так много, но тотализатор работает вовсю. Игроки, забыв обо всём, вскакивают с мест, голосят и машут руками — следить за ними порой увлекательнее, чем за самими бегами.
...И рисовать публику — тоже.
Но и лошади без внимания художников-скетчеров не остаются.
В финале — традиционное обсуждение работ.
Отлично вышли и игроки...
...и сами скачки.
И вообще, мастер-класс получился замечательный.
Рассказ: Наталья Пыхова
Фото: Юлия Нестерова
Видео: Катерина Андрющенко
июль-август 2015, Bratec Lis School