Конкурс по видеоурокам Воцмуша >> | Мастер-классы с зарубежными художниками >> | Семейные мероприятия >>
15.01.16

Всюду — знаки: репортаж о мастер-классе с Алессандро Мартозом Марторелли

Рисование вслепую и рисование левой рукой (правой — для левшей), рисование двумя карандашами сразу, рисование вдохновения, нежности, страха, удивления — на мастер-классе художника Алессандро Мартоза Марторелли студенты Bratec Lis School учились переводить свои чувства и эмоции в знаки, оставляемые карандашом на бумаге.

Мастер-класса с Алессандро Мартозом Марторелли в Bratec Lis School ждали с особенным нетерпением. Желающих попасть на занятия было множество, так что в одну группу мы не уместились (первая группа прошла в январе 2016, вторая запланирована на февраль 2016). Мартоз, в свою очередь, тоже готовился к занятиям: для своих студентов из России преподаватель составил подробную программу, написав и нарисовав каждому главное — программа осталась нам на память. Мартоз озаглавил её как SIGN — этим многозначным словом художник называет линию, след, штрих, словом, то, что карандаш оставляет на бумаге.

мартоз1.jpg

«SIGN, СЛЕД, ЛИНИЯ, ШТРИХ — СЛЕД, ОСТАВЛЯЕМЫЙ КАРАНДАШОМ НА БУМАГЕ», 
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия) 

«Мы будем работать вместе. Не как учитель и ученики, а на равных», — с такого заявления начал свой мастер-класс в Bratec Lis School итальянский художник и иллюстратор Алессандро Мартоз Марторелли. По словам нашего преподавателя, за три дня погрузившего нас в тонкости собственного метода рисования — и во многом взгляда на жизнь тоже — все упражнения, которые он подготовил для участников занятий, он постоянно выполняет сам.

мартоз2.jpg
«РАБОТАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. РАЗВЛЕКАЙТЕСЬ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ!»
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

«Мы будем проводить исследование, работать в поиске собственных индивидуальных знаков», — сообщил нам Мартоз. Художник, чьи рисунки отличаются яркостью, свежестью, искренностью и непохожестью на работы остальных иллюстраторов, подчёркивает: найти собственный стиль и способ работать со знаком на бумаге возможно, нужно только прислушиваться к себе, никого не копировать, расслабляться и развлекаться, работая.

Одно из слагаемых успеха — рисовать «безо всякой цели, с пустой головой», делится своими секретами Мартоз. И мы начинаем...

О ведущем мастер-класса:

Мартоз / Martoz (Alessandro Martoz Martorelli) —

Мартоз / Martoz
Алессандро Мартоз Марторелли, более известный как просто Мартоз (Martoz), — итальянский художник, иллюстратор, также работающий в жанре граффити и ули родился в самом сердце Италии, в городе Ассизи (провинция Перуджа) в 1990 году. Выпускник Institute of European Design (Рим) по специальности «Иллюстрация», Martoz также учился иллюстрации и комиксу в нескольких школах. Сейчас Мартоз живёт в Риме, где работает в своей мастерской, а также (и через Сеть, и путешествуя) — по всей Италии, европейскому континенту и миру, осуществляя как персональные, так и совместные с другими художниками проекты и участвуя в арт-шоу. Например, в числе своих недавно реализованных проектов Martoz называет участие в арт-шоу в Париже (Франция) и Лос-Анджелесе (США).
«Чаще всего я работаю в качестве иллюстратора, — говорит Марторелли. — Потому что моей истинной, изначальной страстью является рисование, графика. Материалы я при этом использую разнообразные, но мои любимые — это обычная бумага, ручка и карандаш, простые и одновременно мощные инструменты. Часто пользуюсь мелками, красками, также обрабатываю картинки с помощью компьютера». По словам Мартоза, обычно он рисует по несколько часов ежедневно: «Занимаясь любимой работой, приятно выкладываться полностью».
Среди тех, кто значим для него сейчас, Мартоз перечисляет итальянских художников Марторосси (Giuseppe Capogrossi, 1900—1972), Казорати (Felice Casorati, 1883-1963), де Кирико (Giorgio de Chirico, 1888—1978), Сирони (Mario Sironi, 1885—1961), Балла (Giacomo Balla, 1871—1958), Деперо (Fortunato Depero, 1892—1960) и Моначеси (Sante Monachesi 1910-1991). «В 1900-м всё изменилось. Для сегодняшнего искусства это то время, которое можно назвать точкой отсчёта. Это без преувеличения большая дата для искусства по всему миру, от Южной Африки до России (смайл)», — говорит Мартоз.
Среди же своих любимых художников вообще он называет Пикассо (Pablo Picasso, 1881—1973), Клее (Paul Klee, 1898—1918), Гогена (Paul Gauguin, 1848 — 1903), иллюстратора, автора комиксов Серджио Топпи (Sergio Toppi, 1932—2012), американского комиксиста Миньолу (Mike Mignola, 1960), художника, анимировавшего Gorillaz Веллей (Robert Valley, 1969), Баскию (Jean-Michel Basquiat, 1960—1988), Шиле (Egon Schiele, 1890—1918), автора комиксов и иллюстратора Эшли Вуда (Ashley Wood, 1971).
__________________

мартоз3.png
Работа Мартоза Марторелли
_____________

Сначала «разогреваем руку», изображая страх и нежность, переводя в знаки на бумаге своё ощущение удивления или вдохновения. Дальше — рисуем модель. Так, будто никогда модель не рисовали. «Когда рисуешь с натуры, надо смотреть на то, что видишь, безо всяких фильтров», — рассказывает Мартоз. 

мартоз3.jpg
«КОГДА РИСУЕШЬ С НАТУРЫ, НАДО СМОТРЕТЬ НА ТО, ЧТО ВИДИШЬ, БЕЗО ВСЯКИХ ФИЛЬТРОВ»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

Создавая своё видение портрета модели на бумаге, мы пользуемся пониманием линий, найденным во время предыдущих упражнений. «Смотрите на линии, — призывает Мартоз. — Все они разные, у каждой — свой характер, как у человека».

Мы изображаем модель разными способами: не глядя на лист, взяв карандаш «неудобным» образом, держа его «непривычной» рукой (для правшей — левой, для левшей — наоборот), рисуя двумя руками сразу... Каждое упражнение — способ посмотреть на рисование по-новому и попробовать работать каждый раз так, будто никогда не рисовал. Мартоз рисует с нами, констатируя: вместе с каждой минутой мы раскрепощаемся всё больше.

мартоз6.jpg
«НАДО ПОСТАРАТЬСЯ ЗАБЫТЬ О ТОМ, КТО МЫ И ЧТО ПЕРЕД НАМИ. НАДО ПРОСТО СМОТРЕТЬ НА МАТЕРИАЛ И ВДОХНОВЛЯТЬСЯ ИМ»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

мартоз7.jpg
«НЕ КОНТРОЛИРУЯ РУКУ, ВЫХОДЯ ИЗ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КЛЕТКИ, МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ЖИЗНЬ ЧЕМУ-ТО НОВОМУ, ОТКРЫТЬ В СЕБЕ ЧТО-ТО НОВОЕ»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

«Мне нравится мысль о том, что мы, художники, в определённой мере музыканты. Но — немые», — в конце первого дня мастер-класса наш преподаватель доволен проделанной работой. Мы рисовали свои чувства, музыку и человека, назавтра нас ожидает поход в музей...

мартоз8.jpg
«МИНЕРАЛЫ НАСТОЛЬКО УНИВЕРСАЛЬНЫ, ЧТО, ИЗОБРАЖАЯ ИХ С ПОМОЩЬЮ КАРАНДАША, МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ВСЁ, ЧТО ПОТОМ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ В РИСОВАНИИ»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

По задумке Алессандро Мартоза Марторелли, второй день матер-класса студенты Bratec Lis School проводят в московском Минералогическом музее. Как следует рассмотрев и даже потрогав малахит и серу, кварц и обломки метеоритов, мы приступаем к рисованию. Минералы, по словам Мартоза, отличный материал для исследования возможностей карандаша и знаков, оставляемых им на бумаге. Рисуя кристаллы, убеждаешься, что наш преподаватель прав: в них можно обнаружить города и лица, пейзажи и эмоции, всё, что возможно представить и изобразить.

мартоз9.jpg
«НАДО ПОСТАРАТЬСЯ ЗАБЫТЬ О ТОМ, КТО МЫ И ЧТО ПЕРЕД НАМИ. НАДО ПРОСТО СМОТРЕТЬ НА МАТЕРИАЛ И ВДОХНОВЛЯТЬСЯ ИМ»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

мартоз10.jpg
«ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НУЖНО ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВЕЩЕЙ И ДЕЛАТЬ АБСТРАКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, УХОДЯ ВГЛУБЬ, НЕ ДУМАЯ О ТОМ, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧИТСЯ»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

мартоз12.jpg
Работы участников мастер-класса Алессандро Мартоза Марторелли в Bratec Lis School

мартоз15.jpg
Работы участников мастер-класса Алессандро Мартоза Марторелли в Bratec Lis School

мартоз16.jpg
«ДЕЛАТЬ РИСУНОК, ИДЕНТИЧНЫЙ НАТУРЕ, НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. ИНТЕРЕСНО ВЗЯТЬ ОТ ПРЕДМЕТА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ НАМ ДАТЬ — В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, СЕЙЧАС»,
— Алессандро Мартоз Марторелли, художник, иллюстратор (Италия)

День третий, финальный: мы снова в классе, перед нами — снова модель. Теперь мы рисуем, стараясь свести воедино всё, что узнали во время мастер-класса. Чтобы помочь студентам рисовать необсусловленно, но абстрактно, расслабиться, работая, наш преподаватель облачает позирующего нам атлета в смешные очки, накидки и боа. «Развлекаемся!» — объявляет Мартоз.

мартоз17.jpg
Мастер-класс Алессандро Мартоза Марторелли, Bratec Lis School

мартоз20.jpg
Мастер-класс Алессандро Мартоза Марторелли, Bratec Lis School

мартоз21.jpg
Мастер-класс Алессандро Мартоза Марторелли, Bratec Lis School

мартоз22.jpg
Мастер-класс Алессандро Мартоза Марторелли, Bratec Lis School

мартоз23.jpg
Мастер-класс Алессандро Мартоза Марторелли, Bratec Lis School

мартоз25.jpg
По традиции в конце — общее фото. Спасибо, Мартоз, — и ждём на повторение мастер-класса!



Видео: Екатерина Андрющенко
Фото: Юлия Нестерова
Текст: Наталья Пыхова
Bratec Lis School, январь 2016

  

Возврат к списку