Относительно недавно, в начале прошлого года, в Нью-Йорке в возрасте 93 лет скончался один из мэтров изобразительного искусства — американец уругвайского происхождения художник и гравер Антонио Фраскони. Он родился 28 апреля 1919 года в столице Аргентины Буэнос-Айрес. Его родители, Франко и Армида (урожденная Карбонаи), были родом из Италии, но в ходе Первой Мировой войны они эмигрировали в Южную Америку, а вскоре после рождения Антонио переехали в столицу Уругвая Монтевидео. Ещё будучи ребенком, Антонио обожал читать и рисовать карандашом и красками, так что он был абсолютно счастлив, когда в 1931 году его устроили в подмастерья к владельцу типографии. Довольно быстро Антонио начал пробовать свои силы в рисовании, увлекшись, прежде всего, созданием карикатур политических персоналий под впечатлением от работ Гойи и Густава Доре.
Вскоре его комиксы и рисунки стали публиковать в сатирических газетах, а в начале 1940-х годов он начинает экспериментировать в области создания гравюр.
Во время Второй мировой войны силами французской диаспоры в Латинской Америке была организована выставка художников-импрессионистов и пост-импрессионистов, которую посетил Фраскони. Огромное впечатление на него произвели работы Ван Гога и Сезана, но наиболее интересными молодому художнику показались гравюры Поля Гогена.
Помимо живописи внимание Фраскони в то время привлекала музыка и литература – он слушал джаз по радио и читал американских поэтов и писателей.
В 1945 году художник получил стипендию американской художественной школы Art Students League и, после окончания Второй мировой войны, переехал в Нью-Йорк, начав обучение в этой школе и параллельно в Новой школе социальных исследований. В 1948 году он устраивает свою первую выставку в галерее Weyhe, также расположенной в Нью-Йорке. Его признание постепенно росло, и через год у него прошла ещё одна экспозиция, но на этот раз в знаменитом Бруклинском музее искусств. К началу 1950-х годов он стал одним из наиболее известных американских художников по ксилографии, его выставки пользуются большой популярностью, а работы активно раскупаются. В 1952 году благодаря своему творчеству Фраскони получает грант Мемориального Фонда Джона Саймона Гуггенхайма.
В 1951 году Фраскони женится на своей подруге, художнице Леоне Пирс, а через год рождается его старший сын Пабло. Именно появление ребенка вдохновило художника на создание рисунков для детей. Однажды за чтением сказки он заметил, что ребенок по-разному реагирует на его английскую речь с акцентом и на чистое произношение его жены. Для решения проблемы художник решил подобрать детские книги на двух языках, но, не обнаружив в библиотеке ни одного подобного экземпляра, он решил написать свою собственную книгу. В результате появилась первая принципиально новая книга под названием See and Say: A Picturebook in Four Languages (1955), в которой изображены различные предметы с названиями на 4 языках: на английском языке — черного цвета, итальянском – синего цвета, французском – красного цвета и испанским – зеленого цвета. Благодаря своей уникальности и наличию красочных и ярких гравюр, книга немедленно получила всеобщее признание и стала чрезвычайно популярной. Кроме того, она прекрасно справлялась с ролью учебника по изучению иностранных языков и подходила для учеников любого возраста. Эта книга стала первой работой Фраскони не только как иллюстратора, но и автора.
Вернувшись в 1954 году в Нью-Йорк, Фраскони начинает работу над произведением 12 басен Эзопа совместно с художником-оформителем Йозефом Блюменталем и специалистом по адаптации литературных произведений Гленвеем Уэскоттом. Публикацию книги взял на себя Музей современного искусства, а впоследствии она была внесена в список 50 лучших книг года в рейтинге Американского института графических искусств.
В 1959 году Фраскони попал в финал претендентов на Медаль Калдекотта, ежегодно присуждаемой Американской библиотечной ассоциацией художникам-иллюстраторам лучших Американских книг для детей, впрочем саму Медаль так и не получил. Тем не менее, позднее художнику присудили не менее почетную Премию Калдекотта за ещё одну собственноручно созданную книгу The House That Jack Built. В 1971 году Ассоциация библиотечного обслуживания детей (подразделение Американской библиотечной ассоциации) упразднила Премию Калдекотта, однако приняла решение включить работу Фраскони в число книг-призеров, получивших сходную по значимости с Премией награду.
Постепенно, в процессе совершенствования своего мастерства, Фраскони начинает уделять всё больше внимания литографии и ксилографии, обращаясь к ним как к основным техникам своего творчества. Работа с таким капризным материалом, как дерево, и процесс перенесения вырезанного рисунка на бумагу требовали от художника чрезвычайной скрупулезности, тщательности и кропотливости, и именно благодаря этим качествам, Фраскони завоевал в мире широкое уважение и признание. В процессе создания цветных оттисков он использовал большое количество различных брусков для достижения желаемого эффекта. Так, прежде чем начать работу над гравюрой под названием Sunrise — Fulton Fish Market в 1953 году, он провел 3 месяца, гуляя по пристаням Нижнего Манхэттена и изучая места швартования рыболовецких лодок, после чего потратил ещё 3 недели на вырезание пяти деревяных брусков для последовательного нанесения различных цветов на один лист бумаги.
Художник разработал свой индивидуальный стиль, опираясь на собственные мировоззрения, но в процессе становления наибольшее влияние на него оказали, прежде всего, немецкие экспрессионисты, мексиканский художник-график, политический и сатирический карикатурист Хосе Гуадалупе Посада (1852-1913), художники объединения «Мастерская народной графики[1]», а также японские гравёры, эстамписты и художники, работавшие в стиле укиё-э[2], Кацусика Хокусай (1760-1849) и Китагава Утамаро (1753-1806).
На протяжении следующих 50 лет художник создал иллюстрации и художественное оформление более чем к 100 книгам, в числе которых поэмы Лэнгстона Хьюза Let America be America Again и Пабло Неруды Bestiary/Bestiario, а также выпускает свои собственные книги Frasconi Woodcuts (1958), A Whitman Portrait (1960) и A Kaleidoscope in Woodcuts (1968).
Langston Hughes «Let America be America Again»
Pablo Nerudo «Bestiary/Bestiario»
В 1960 году Фраскони получил Гран-при Венецианского кинофестиваля за свой фильм The Neighbouring Shore, созданный с использовании свыше 100 гравюр. В 1962 году Фраскони получает награду Horn Book Fanfare за свою двуязычную книгу The Snow and the Sun — La Nieve y el Sol.
Frasconi Woodcuts (1958)
A Whitman Portrait (1960)
A Kaleidoscope in Woodcuts (1968)
Как уже было сказано, Фраскони часто создавал книги одновременно на нескольких языках, столкнувшись с дефицитом подобных книг, в особенности среди детской литературы. В 1963 году Фраскони занимался разработкой дизайна штампа к празднованию столетия с момента основания Национальной академии наук США.
В 1969 году Национальная академия дизайна в Нью-Йорке присуждает ему звание члена Национальной академии.
В 1962 году, когда в Европе было непринято критиковать режим диктатора Франко, Фраскони публикует поэму великого республиканского поэта Антонио Мачадо (1875-1939) Oda A Lorca, которая представляет собой иллюстрированную книгу с 14 литографиями, изображающие различные сцены на тему ареста и убийства испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки (1898-1936) фашистами из числа гражданской гвардии.
Особо стоит отметить одну из последних литографий поэмы – сатирическое изображение трех портретов Франко с различных точек обзора (начиная с фигуры диктатора в далекой перспективе и заканчивая крупным планом), в процессе создании которого Фраскони пригодился его юношеский опыт в рисовании политических карикатур. В целом, все используемые образы крайне символичны, а чередование текста и красноречивых визуальных образов создают особенную эмоционально мрачную тональность произведения.
Антонио Фраскони называют одним из наиболее выдающихся художников-граверов своего поколения, и стоит отметить, что прославился не только благодаря детским и легким весёлым рисункам со сценами повседневной городской жизни, но и благодаря отображению таких сложных тем, как война, нищета и расизм. Особое внимание заслуживает фундаментальный труд художника под названием Los Desaparecidos, который представляет собой серию гравюр, изображающих портреты реальных людей, пострадавших от пыток и убитых за время правления военного диктатора Хуана Марии Бордаберри на родине художника в Уругвае. Фраскони чрезвычайно достоверно изображает ужасы пыток, аресты и убийства, при этом намеренно делая акцент на реалистичности портретов. Режим военной диктатуры был установлен в 1973 году и держался на протяжении 12 лет. Работа заняла у художника 4 года и завершилась в один год с окончательным свержением режима в 1985 году.
Фраскони работал в качестве профессора и художника в различных университетах и учебных заведениях по всей территории США. В 1982 году он становится заслуженным профессором изобразительных искусств в Перчейз-колледже — Университете штата Нью-Йорк. Фраскони всегда старался развивать массовое графическое искусство с целью вовлечения большего количества людей в процесс творчества, тем более что его собственные литографии и гравюры отражают глубокую заинтересованность и увлеченность художника и его стремление запечатлеть образы, идеи и актуальные события своего времени. Сцены повседневной жизни Нью-Йорка, буровые нефтяные вышки в море, фигуры фермеров, собирающих урожай, виноградники Калифорнии, портреты видных ученых и писателей – все это нашло отражение в его работах. Помимо гравюр и литографий художник обращал своё внимание и воображение на художественное оформление детских книг, рекламу, иллюстрации журналов, конвертов для грампластинок, рождественских открыток, календарей и плакатов.
Работы Фраскони включены в коллекции Метрополитен-музея, Нью-Йоркского музея современного искусства, Нью-Йоркской публичной библиотеки, Национальной галереи искусств и Смитсоновского института.
Работы Антонио Фраскони
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Antonio_Frasconi
https://www.annexgalleries.com
http://www.philnel.com/2013/01/13/frasconi/
http://rogallery.com/Frasconi_Antonio/Frasconi-bio.htm
http://www.stamfordadvocate.com/
http://jamesrussellontheweb.blogspot.ru
http://theartofchildrenspicturebooks.blogspot.ru