Брайан Уайлдсмит — британский художник и автор-иллюстратор детских книг. Уайлдсмит заслужил репутацию одного из величайших, ярких, красочных, оригинальных детских художников, повлиял на поколение иллюстраторов и издателей 1960-х годов, в то время, когда возможности цветопередачи росли. Проиллюстрировал более 80 детских книг, необычное цветовое звучание которых сделало его узнаваемым для юных читателей по всему миру.
Художественная манера Брайана Уайлдсмита легко узнаваема: он смело смешивает разные цвета, образуя яркое,порой, чем-то похожее на коллаж, полотно, где персонажи, словно собраны из капелек краски. Композиция каждой иллюстрации строится на игре цвета и формы. И, всякий раз, это увлекательнейшая игра!
Художественный талант Уайлдсмита счастливо сочетался с искрящимся чувством юмора. И это сочетание делает его книжки динамичными, озорными, лучащимися доброй энергией.
Брайан Уайлдсмит родился в 1930 году в маленьком шахтерском поселке в Йоркшире, Англия. Позже он так вспоминал о своих детских годах: «Все было серым. Там не было никакого цвета. Все это было только в моем воображении. Я должен был создавать краски в собственной голове…»
Он получил стипендию в Школе изобразительных искусств в Слейд, где учился в течение трех лет, где сэр Уильям Колдстрим был среди его учителей. Некоторое время преподавал музыку в Королевской военной музыкальной школе, но затем бросил ее, чтобы рисовать полный рабочий день. С 1955 по 1957 год преподавал в Средней школе Селхерста. В это время он начал разрабатывать книжные обложки для издателя Джона Мюррея и других, а также иллюстрации для детских книг, изданных Фабером и Фабером, Penguin Books, Oxford University Press и другими. Его работа в качестве рисовальщика продолжалась с 1957 по 1964 год. С 1960 по 1965 год он также преподавал один день в неделю в Мейдстонском колледже искусств.
В 1962 году Уайлдсмит опубликовал свою первую детскую книгу — ABC(Азбука без слов), за которую был награжден медалью Кейт Гринуэй. Впоследствии еще четырем работам художника присудили второе место в этом же конкурсе, в том числе книге «Как Дятел Сову спас» (1971).
Книги Уайлдсмита дважды становились номинантами высшей международной награды в современной детской литературе — Золотой медали Ханса Кристиана Андерсена: в 1966 году (один из двух номинантов) и в 1968 году (один из трех номинантов).
1994 году, недалеко от Токио был открыт художественный музей Брайана Уайлдсмита, где представлены более 800 его картин. Почти полтора миллиона человек посетили передвижную выставку его работ в 2005 году.
В отличие от признания, которое он получил на международном уровне, и, несмотря на постоянную популярность его книг дома, Уайлдсмит, по собственному мнению, был недооценен в мире британских детских книг. Его задевало отсутствие персональной выставки работ в Великобритании вплоть до 2010 года, когда в Лондоне была устроена выставка, посвященная празднованию 80-летия художника.
Брайан Уайлдсмит говорил о ценности работы детского иллюстратора: “Я убежден, что книги с красивыми иллюстрациями жизненно необходимы для формирования образного восприятия у детей, это обязательно проявится в их будущей взрослой жизни”.
Главными критиками каждой книги становились четверо его собственных детей. Если они воспринимали новую книжку сдержанно, то отец понимал – не вышло, и начинал все сначала. Родительский опыт помогал художнику верно улавливать особенности каждого возраста. Это важнейшее профессиональное качество порой отсутствует у художников, свысока смотрящих на детскую книжку. Однако читатели всегда реагировали на такое уважительное отношение к их интересам искренней любовью.
На примерах книг Уайлдсмита удобнее всего показать что такое авторская книжка-картинка. В сюжетах своих собственных детских книг Брайан Уайлдсмит не был рассказчиком и никогда стремился к нравоучительным историям, наоборот — насколько возможно упрощал сюжет. Его собственные тексты были минимальными, а история становилась скорее совокупностью связанных изображений, чем цельным повествованием. В его удивительно мощной серии о естественном мире, включающем: Птицы (1967), Дикие звери (1967), Рыбы (1968) и другие, — яркие иллюстрации сопровождаются минимальным текстом: «взгляд совы», «школа Рыбы бабочки «. Несмотря на простоту слов, книги представляют собой сложные визуальные объекты, содержащие изображения, которые побуждают детей внимательно присматриваться, представлять и рассказывать историю самим себе.
В книгах серии книжек-картинок для самых маленьких меньше десятка разворотов, но каждая книжечка – настоящий подарок, визуальный праздник. Взять, к примеру, историю про кота, который сидит на ковре (традиционная английская присказка — A Cat sat on a mat), художник увидел эту, знакомую любому британскому ребёнку, ситуацию по-своему. Что будет, если на этот ковер подсядут – пес, коза, корова… Как поведет себя кошка?
Или вот другой шедевр из этой же серии – «Чьи это ботинки?» Казалось бы – проще простого отгадать, кому принадлежат кеды или балетные туфли. Но ведь отгадку предлагает художник, и он-то увидел все по-своему. Оказалось, что все это – обувь для сороконожки! Такое разноцветное насекомое могло родиться только воображении художника. Минимум слов, игра красок, веселый озорной сюжет – вот отличительные черты книжек Уайлдсмита для самых маленьких.
Художник охотно иллюстрировал и классические произведения детской литературы, такие как басни или детские песни-потешки. Игровое начало, скрытое в текстах, умноженное на игру художника давало в результате море радости.
Получив заказ на книги о христианских праздниках, Брайн Уайлдсмит резко сменил интонацию: игра уступила место размышлению и любованию. Художник ни в коем случае не отказался от красочности в угоду классичности, каноничности, напротив, — он даже дополнил свою, и без того богатейшую палитру, золотой краской. И использовал её мастерски! В его книгах золото начисто лишено кичливого блеска. Оно притушено, тускло и составляет достойный возвышающий аккомпанемент. Именно оно, золото, позволяет художнику сдержать, свойственный ему скачущий темп и перейти на чинный размеренный торжественный шаг. Книги получились удивительными: праздничные, нарядные, но одновременно и строгие, исполненные торжественного достоинства и возвышающие душу.
Для всех его книг, как написанных другими авторами, так и созданных полностью самостоятельно, художник выбирал одного издателя — издательство Oxford University Press. Такая лояльность была необычной для 1970-х годов, когда распространение книжной иллюстрации стремительно расширялось. К нему обращались другие издательства, но благодаря Оксфорду, он мог создавать такие книги, какие хотел.
В 1971 году отчасти из-за отсутствия признания на родине, отчасти из-за того, что он любил мягкий ласкающий свет, который так отличался «холодного и серого» света из детских воспоминаний о Йоркшире, Брайан, его жена и четверо детей эмигрировали во Францию, где он поселился на всю оставшуюся жизнь. Несмотря на переезд, Брайан оставался яростным фанатом Йоркшира и гордился своим происхождением. Умер во Франции в 2016 году.
Текст подготовила Валерия Ольховская
https://www.instagram.com/vao_lera/