Его сравнивают с Вермером, Уайтом, Гомером, Хоппером и Эндрю Вайетом. Он родился в бедной семье на юге, не знал своего отца и мог не состояться как художник, мать отговаривала его от карьеры в искусстве, потому что “чёрные люди никогда не будут покупать картины”.
Митчелл известен своими акварельными пейзажами, портретами, натюрмортами. Кроме акварели он работает в различных техниках — темпера, масло, пастель. Дин Митчелл является членом ряда профессиональных обществ, в том числе американского Акварельного общества и Национального Акварельного общества.
Его работы хранятся в частных и музейных коллекциях в музее Нельсона-Аткинсона в Канзсе, Миссури, Музее Живописи в Миссиссиппи, Музее Живописи Сент-Луиса, Кемперском музее современного искусства, Нерманском музее современного искусства, Пляжном музее Манхетена, Национальном центре “Отри”, Арканзасском художественном центре, Центре искусств Гадсдена Куинси, Кантонском художественном музее и Библиотеке Конгресса.
Дин Митчелл родился в 1957 году в городе Питтсбурге, штат Пенсильвания и вырос в Куинси, штат Флорида. Он выпускник колледжа Искусства и Дизайна в городе Колумбус, штат Огайо. Во времена его юности афроамериканцу было трудно продемонстрировать своё искусство, однако, вернувшись в свой родной город он получил предложение выставлять свои работы от местного владельца галереи. В 1980 году, после окончания художественной школы и переезда в Канзас-Сити, Миссури, начал работать в качестве иллюстратора для Hallmark Cards. Через три года компания прекратила с ним контракт, но к тому времени Митчелл понял, что хочет продолжить карьеру в изобразительном искусстве. В свободное время он принимал участие все в большем количестве конкурсов и получал награды. В 1981 году он участвовал в 34 конкурсах, забрав три главных приза и 4500 долларов наличными — около 25 процентов его годовой зарплаты в Hallmark. С этими почестями он был неустрашим и решил следовать своей страсти. Волевому успеху способствовало то, что он был готов прожить на ограниченном бюджете столько, сколько потребуется, лишь бы создать себе имя. Он проводил много времени в одиночестве, уделяя всё своё внимание картине.
В 1990 году Дин Митчелл стремительно начал побеждать в соревнованиях художников. Первым было признание на выставке Хаббарда его, как единственного чернокожего художника. В 1997 году он выиграл уже одиннадцать крупных национальных наград, а в 1999 году выиграл главный приз конкурса «Искусство для парков» с картиной «Французский курьер». В том же году он завоевал золотую медаль на ежегодной международной выставке Американского общества художников-акварелистов.
С таким багажом достижений, Дин Митчелл стал получать множество предложений демонстрировать свои работы в галереях, а также публиковать картины в печатных изданиях с ограниченным тиражом. Он пишет до 20 картин одновременно и использует в качестве справочного материала как эскизы, так и фотографии. Одним из его рабочих девизов стали слова, сказанные ему одним владельцем галереи: «Пишите от всего сердца и не слушайте критиков». Митчелл ощутил, что при таком искреннем подходе «каждая картина с духом находит дом».
Сейчас Митчелл считается одним из величайших акварелистов Америки и его приглашают экспонироваться в самых престижных музеях, включая «Приз-де-Вест» в Оклахома-Сити и «Мастера американского центра Запада». Он также провёл многочисленные персональные выставки в художественных музеях по всей территории Соединенных Штатов.
В настоящее время, Митчелл работает в студии в Тампе, Флорида, недалеко от маленького городка Куинси, где он вырос. Он находит красоту во всем: от исторических южных церквей, покрытых дощечками, до лиц трудолюбивых уличных музыкантов в Новом Орлеане. Со времён обучения в колледже искусств и дизайна, он интересуется своим непосредственным окружением, не боится браться за личные и трудные сюжеты: такие как портрет его дяди, умирающего от рака. Митчелл называет себя американским художником, интересующимся современными темами. В своих картинах он пытается передать мысли, что у человека может не быть здоровенного банковского счета, но он может обладать огромными запасами внутренней силы и достоинства, этим он и интересен. «Я думаю, что своими картинами пытаюсь поднять обездоленных, передать их чувство собственного достоинства, дать им голос в американском обществе», — говорит Митчелл.
Художник часто изображает людей среднего и низшего класса, южного происхождения. Дин Митчелл вдохновлен рабочими, пожилыми лицами со следами времени и людьми, жившими в изоляции. В его портретах неизменно видна душа человека, его сердце и эмоции в выражении лица. Создавая то, что он называет «красотой реального», художник отдает дань памяти простым людям Квинси, штат Флорида, где он вырос. Будучи афроамериканцем, Митчелл признает, что он гордится тем, что создает художественное наследие, представляющее других афроамериканцев, но его работа больше связана с настроением людей, чем с их кожей.
Не важно, что изображено на картине: старые здания, готовящиеся к сносу, или обычные люди, остающиеся незамеченными, — Митчелл, в некотором смысле, идентифицирует себя со всем этим, потому что тоже знает, что значит быть «отброшенным» и испытывать «чувство скрытой боли».
Его карьера достигла подъема 2002 году, когда искусствовед Майкл Киммелман написал в «The New York Times», что Митчелл стал «виртуальным современным Вермером».
Живописные работы Митчелла захватывают саму суть, личность исследуемого и изображаемого объекта, будь то балконы Зданий в Новом Орлеане или ветхий деревянный фермерский дом в Миссисипи.
Художник был воспитан в церкви: “Церковь всегда была важным символом, не только для меня, но и для общества. Она представляет наши самые яркие надежды и самые высокие стремления. Именно здесь началось и было организовано движение за гражданские права. Это место, куда мы всегда смотрим, когда испытываем трудные времена”.
Он получил более 400 наград, включая первую премию от международного союза художников им. Т. Х. Сондерса в конкурсе акварели, Лондон, Англия; Золотые и Серебряные Медали Американского Акварельного Общества; золотую медаль Союза Художников Америки в акварели и масляной живописи; Премию Томаса Морана от клуба Салмагунди в Нью-Йорке; Приз Loa Ruth Sprung от Национального общества акварели, Художественный музей Феникса; Серебряную медаль за работы на бумаге в музее Феникса «Западный выбор»; И в течение трех лет подряд, в номинации «Лучший на выставке» от Большого Национального конкурса акварели в Миссисипи.
В 2015 году Митчелл получил Золотую медаль от Американского общества акварели и Мемориала Дональда Тига и мемориальную награду Роберта Лоухида на Prix de West. Кроме того, одна из его картин недавно была приобретена для постоянной коллекции Музея Роквелла, Корнинг, Нью-Йорк. На выставке Buffalo Bill Art Show & Sale в 2014 году картина Митчелла получила звание лучшего приобретения Уильяма Э. Вайса. В 2016, 2013, 2012, 2011, 2009, 2007 и 2004 годах Митчелл получил награду Autry Museum за акварель среди мастеров американского Запада. Митчелл и его работы были представлены в изданиях American Artist, Art News, Artist Christian Science Monitor, «Изобразительное искусство», «Нью-Йорк Таймс» и «Вестерн арт коллектор».. Его работы многократно публиковались в New York Times, Christian Science Monitor, American Artist, Magazine Art, Fine Art International и Art News.
Текст подготовила Валерия Ольховская