Лоренцо Матотти — итальянский художник, иллюстратор, автор комиксов, графический дизайнер, режиссер, постановщик и сценарист. Его иллюстрации были опубликованы в таких журналах как “Cosmopolitan”, “Vogue”, “The New Yorker”, “Le Monde” и “Vanity Fair”.
В 1992 году был номинирован на награду “Лучший германоязычный комикс” от Max & Moritz Prizes. В 1995 году Palazzo delle Esposizioni в Риме и музей Франца Хальса в Гарлеме посвятили ему антологию. В 1998 году получил награду от Comic-con “Inkpot Award”. В 2003 году получил премию Эйснера в США за лучшее заграничное издание за свой графический роман “Dr Jekyll & Mr Hyde” (2002), номинирован на Artwork Award от Angoulême International Comics Festival, Франция, номинирован как иностранный художник на Ignatz Awards, США.
Лоренцо Матотти родился 24 января 1954 года в Брешии, Ломбардия, Северная Италия. Маттотти с раннего детства увлекался комиксами, однако поступил на архитектора. В то время не было ни школ, ни университетов, где обучали бы иллюстрированию или рисованию комикса. Школу архитектуры он не окончил, но именно она, как говорит сам художник, научила его чувствовать пространство, создавать многослойность в композиции, использовать разную перспективу.
Свои первые комиксы создал в классическом стиле, но скоро понял, что это ему не интересно, он хочет рассказывать различные истории в разных стилистиках.
В 80х годах в Италии создаются различные группы независимых комиксов, творческие объединения, которые либо выпускают свой журнал, либо продают графические новеллы специализированным изданиям. Маттотти попадает в группу Valvoline, которая создает интеллектуальные комиксы и иллюстрации. В отличие от многих творческих объединений того времени, Valvoline не создает политических подтекстов, как это делала французская дизайн-группа Bazooka, не воспевает классические каноны комикса, как это делала итальянская группа Frigidaire, Valvoline старается уйти от ясной линии повествования, играется с разными эстетиками, ориентируется на мир искусства, преимущественно на исторический авангард и искусство конца 19 начала 20 века. Маттотти работает вместе с Карпинтери, Марселло Джори, Джерри Крамским и Чарльзом Бернсом.
Маттотти является самым живописным из всех представителей группы. В его работах чувствуется стремление соединить комикс с искусством. “По крайней мере, стоит попытаться, прежде чем говорить, что это невозможно.” Должно быть, именно поэтому комиксы Маттотти так интересны.
Маттотти – художник, который может быть вдохновлен абсолютно всем, для каждого нового проекта он находит что-то свое, свою эпоху, свой ориентир, своего художника или музыку. Но есть художники, которые всегда его волновали, это: Альберт Брешиа, Хосе Минос, Хьюго Пратт и Дино Баталья.
Каждая страна имеет свою черту в комиксе, так, европейский комикс ограничен ясной нитью повествования. Маттотти хотел выйти за эти рамки, поэтому был крайне впечатлен эмоциональностью комикса Южной Америки.
Маттотти свойственна мягкая форма, без жестких углов, в более поздних работах она жидкообразная и парящая в невесомости, взгляд зрителя блуждает по этой форме. Многие иллюстрации Маттотти напоминают обложки New Yorker’а тридцатых годов. В поздних работах все подчинено форме, иногда его персонажи намеренно анатомически неправильны. В работах Маттотти два слоя формы — это какое-то общее четкое пятно и цветовые, перекликающиеся или конфликтующие между собой пятна. Маттотти использует все свойства оптических иллюзий для усиления цвета: теплые цвета кладет рядом с холодными, сталкивает противоположные по тональности, но разные по светлоте. Во всех работах Маттотти есть борьба черного с белым.
Стилистика каждого комикса вшита в саму историю, и не может быть автоматически взята для другого рассказа. “Стигматы” имеют очень ясную, линейную структуру. Маттотти использует экспрессивно-злую штриховку, лицо героя всегда заштриховано, рассказ, буквально, колется. Нажим ручки связан с эмоциональным содержанием сцены.
Со временем Маттотти отказался от идеи рассказывать историю с помощью цвета, цвет стал инструментом формообразования, а не повествования. Цвет — это переходное состояние между темнотой и светом, он не описывает свойство какого-то предмета. Светлое пятно и тень одного объекта могут иметь совершенно разные цвета, главное, чтобы цвет держал общий ритм.
В 1982 году выходит комикс “Il signore spartaco”. Маттотти, находится под сильным влиянием комиксиста Лайонела Фейнингера. На примере его работ учится движению, энерции тела. В отличие от более поздних работ Маттотти, в этом комиксе все немного игрушечное, даже сродни диснеевской эстетике.
С 1982 по 1984 работает над комиксом “Огни”. Карандаши не давали возможность создать мощную по цвету картинку, поэтому он взял масляную пастель и стал конструировать комикс с помощью абстрактных пятен. Этот комикс – история об исследовании техники. Затем он поставил поверх абстракций текст и получился некоторый конфликт, диалог между картинками. Маттотти разбивает линию повествования тишиной, огнем, ветром, которые можно ощущать. Тишина внутри рассказа всегда его привлекала. Для достижения этого эффекта Маттотти использует взамоотношение абстрактных пятен. Маттотти отодвигает сюжет на второй план, создавая из своего повествования цветовой пазл. Повествование становится чередованием сюжета с изображением внутреннего мира героя.
Комикс “Fires” рассказывает о колониальном противостоянии между военным кораблем и островом, населенным странными существами. Маттотти присваивает разные цвета и даже эстетики не объектам, а сторонам конфликта. Цвет и эстетика героев меняется в зависимости от того что на них влияет больше: цивилизованный мир или природа. Происходящее может быть прочувствовано только с помощью цвета.
Маттотти всегда с разной интонацией рассказывает истории. Он использует тот или иной прием не просто так, всегда с подтекстом.
В 1992 году Маттотти вместе с Джорджем Зентнером создает комикс о Каботе – итальянском мореплавателе, впервые исследовавшем побережье Канады. О нем мало что известно, Маттотти и Зентнер разложили отрывки жизни героя, подвергая сомнению каждый исторический факт, давая читателю возможность додумать историю самому. Лицо Кабота всегда имеет одни и те же черты, но Маттотти каждый раз рисует его немного другим, т.к. мы не знаем, как он выглядел на самом деле. Маттотти ненавязчиво предлагает читателю свое мнение, описывая героя с помощью окружающих его предметов. Создавая комикс, Маттотти вдохновлялся венецианской школой ренессанса: картинами Карпаччо, Караваджо, Беллини, Пьеро делла Франческа. Он переносит в комикс золотистое свечение венецианской эпохи.
В комиксе “Доктор Джекилл и Мистер Хайд” Маттотти и Джерри Крамски создали свою историю, перенеся сюжет из Англии в Германию. Маттоти был вдохновлен работами Отто Дикса, Макса Бекмана, Георга Гросса. Дикие цвета: ядовито-зеленый и желтые тона — передают истерический тон описания. Маттотти сильно искажает пространство, напоминая работы Гросса, а лица похожи на портреты Бекманна.
Художник изменил представления о комиксе, убрав из него сухость, вывел значение формы и цвета но новый уровень.
У Маттотти огромное количество последователей, потому что он очень разносторонен, а значит многое можно взять.
Текст подготовила Валерия Ольховская
https://www.instagram.com/vao_lera/