Марио Сирони родился 12 марта 1885 года в Сассари в семье инженера. В 1896 —1902 годах изучал в Риме технические науки. После получения диплома поступил в частную школу живописи. Во время своего обучения в Риме, Сирони знакомится с будущими основоположниками итальянского футуризма Маринетти, Северини и Боччони, с которыми его затем связывают узы дружбы долгие годы. В 1908 году художник едет с Боччони в Германию и Францию, а в 1913 году отправляется в Париж, где изучает современную живопись, увлёкшись кубизмом.
В работах Сирони начиная с 1908 года ощущается сильное влияние живописи Боччони. В 1914 году римский галерист Джузеппе Спровиери впервые выставляет на «Свободной футуристической выставке» 16 работ Сирони. Через год Маринетти объявляет о вступлении Сирони в миланскую группу футуристов.
Со вступлением Италии в Первую мировую войну, Марио Сирони уходит добровольцем в армию, что не мешает ему рисовать. В его работах 1917-1918 годов ощущается существенное влияние метафизической живописи.
Первая персональная выставка художника прошла в 1919 году в «Каса д’арте Брагалья» (Casa d’arte Bragaglia) — единственном существовавшем в Италии футуристическом художественном салоне. В журнале «Валори пластичи» (Valori Plastici), ориентированном на «метафизическую живопись», эта выставка была подвергнута резкой критике.
К 1920 году художник постепенно отходит от футуристического искусства и, в том же году, совместно с художниками Леонардо Дудревиллем, Акилле Фуни и Луиджи Руссоло издаёт художественный манифест «Contra tutti i ritorni in pittura» («Против любого повторения в живописи»), где художники настаивали на создании окончательного, определённого стиля и формы в рисовании.
«Манифест настенной живописи» был опубликован в журнале «La Colonna» в декабре 1933-го. Помимо самого Сирони манифест подписали Массимо Кампильи, Карло Карра и Акилле Фуни.
Искусство будет принимать очертания понемногу, как результат долгого труда лучших из нас. То же, что можно и должно сделать на данный момент — это избавиться от препятствия, которое ставят перед художниками двусмысленности, наличествующие в великом множестве.
Искусство призвано взять на себя социальную обязанность: обязанность воспитания. Оно должно производить этику нашего времени. Должно дать единство стиля и размера линий совместной жизни. Искусство, таким образом, вернется к тому, чем оно было в свои высочайшие периоды в лоне величайших цивилизаций: совершенным орудием в руках духовного правительства.
Индивидуалистское понятие «искусства ради искусства» устарело.
Актуальное Искусство отрицает те изыскания, эксперименты, на образцы которых был так плодовит предыдущий век. Отрицает, прежде всего, «похмелье» вызванное этими экспериментами, злополучным образом, продолжающееся и по сей день. Внешне различные, и часто противоречащие между собой, все эти эксперименты имеют, однако, общее происхождение в материалистическом мировоззрении, которое характеризует прошлый век и которое нам глубоко ненавистно.
Настенная живопись – это социальная живопись «par excellence». Она действует на воображение масс более непосредственно, чем любая другая форма живописи и более непосредственно вдохновляет прикладные виды искусства. Художник вынужден закалить себя в том решительном и мужественном исполнении, которого требует сама техника настенной живописи: он принуждается довести до зрелости свой замысел и организовать его в законченном виде. Любые формы живописи, не требующие планировки и строгости композиции, любые формы «жанровой живописи» не выдержали бы испытания большим форматом и техникой росписи стен. Воспитательная функция живописи это, прежде всего, вопрос стиля. Не столько посредством сюжета, сколько посредством впечатления, производимого окружающей средой, посредством стиля, искусство сумеет придать новые очертания душе народа.
Вопросы «сюжета», слишком легко решаются, чтоб быть существенными. Одна только ортодоксальная политика «сюжета» недостаточна — это удобная отговорка ложных «сторонников содержательности». Дабы стать созвучным духу Революции, стилю Фашистской Живописи придется быть и античным, и новейшим одновременно: он должен будет решительно отвергнуть, до сих пор преобладающую, тенденцию искусства мелочного и машинального, опирающегося на мнимый и ошибочный в самой своей основе «здравый смысл» и отражающего ментальность, которую нельзя назвать ни «современной», ни «традиционной»; он должен будет бороться против тех псевдо-«возвратов», которые являются заурядным эстетством и очевидным надругательством над традицией в ее истинном смысле.
Художник должен отказаться от эгоцентризма, который, впрочем, только истощает его дух, и стать «воинствующим» художником, то есть, художником, служащим моральной идее и подчиняющим собственную индивидуальность общему делу.
Вышесказанным, мы отстаиваем не буквальную анонимность, которая противна итальянскому темпераменту, но глубокую преданность коллективной работе. Мы твердо уверены в том, что художник должен вновь стать человеком среди людей, как это было в наивысшие периоды нашей культуры.
Тем более, мы отстаиваем вовсе не гипотетическое соглашение о единой формуле искусства – что не представляется возможным практически – но ясно выраженное стремление художника освободить свое искусство от субъективных и произвольных элементов и от той иллюзорной самобытности, что вскармливается и лелеется одним лишь тщеславием.
Мы верим, что добровольное подчинение дисциплине ремесла полезно для закалки истинных, аутентичных талантов. Духовность раннего Возрождения нам ближе пышности великих Венецианцев. Искусство языческого и христианского Рима нам ближе искусства греческого. Руководствуясь эстетическими принципами, вынашиваемыми итальянским духом от войны и до сего дня, мы вновь пришли к настенной живописи. Не по случайности, но предвидя будущее, самые смелые поиски итальянских живописцев, уже годы, как концентрируются на технике настенной живописи и проблемах стиля. Жизнь указывает на необходимость продолжения этих попыток, вплоть до тех пор, когда будет достигнуто необходимое единство.
В 1922 году Марио Сирони в качестве художественного критика начинает сотрудничать в газете «Il Popolo d’Italia» («Народ Италии»), выпускавшейся Муссолини. В том же году, совместно с 6 другими художниками, образует художественную группу новеченто. В 1932 году, совместно с художниками Энрико Прамполини и Джерардо Доттори, участвует в организованной в Риме грандиозной Mostra della Rivoluzione Fascista («Выставки фашистской революции»), украсив её залы футуристическими работами. В годы правления в Италии фашистского режима, Марио Сирони пользовался покровительством властей и выполнял многочисленные заказы по монументальной настенной живописи, создавал мозаики и барельефы.
После Второй мировой войны работы художника принимали участие на выставках современной живописи документа I, II и III в Касселе (соответственно в 1955, 1959 и 1964 годах).
Умер 13 августа 1961 года в Милане.
Текст подготовила Валерия Ольховская