Наталья Гончарова — амазонка русского авангарда

Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка. Её вклад в русское искусство сложно переоценить, картины считаются настоящими шедеврами, великим наследием русской культуры. Работы Натальи Гончаровой находятся в самых известных музеях, в частности, в Русском музее Санкт-Петербурга. Выставки её работ регулярно проходят как на территории нашей страны, так и далеко за её пределами. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах».

Соляные столпы
Соляные столпы
Каменная дева
Каменная дева

Родилась в 1881 году в с.Архангельское. Происходила из знаменитого дворянского рода Гончаровых, потомков купца и основателя Полотняного завода Афанасия Абрамовича. Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём. Гончаровы владели несколькими сёлами и усадьбами в Тульской губернии. Всю жизнь художница проявляла значительный интерес к деревенской жизни.

Хоровод
Хоровод
Покос
Покос
Мытье холста
Мытье холста
Лен
Лен
Крестьянские танцы
Крестьянские танцы
Крестьянки
Крестьянки
Крестьяне
Крестьяне

В 1891 году семейство Гончаровых переехало в Москву. Наталью отдали в IV женскую гимназию, которую та окончила в 1898 году с серебряной медалью.

Французский петух (Гальский петух)
Французский петух (Гальский петух)
Урожай
Урожай
Уголок сада
Уголок сада

В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры в качестве вольной слушательницы. Её преподавателями оказались П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин. Примерно в это время происходит судьбоносное знакомство художницы с её будущим супругом и единомышленником – Михаилом Ларионовым. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. “У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!” – заявил он.

Уборка хлеба
Уборка хлеба
Портрет Татьяны Рябушинской
Портрет Татьяны Рябушинской
Стрижка овец
Стрижка овец

В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. Здесь она выполнила серию плакатов для сельскохозяйственной выставки, проходившей в здании, построенном её отцом. Художница много писала на пленере: её ранние акварели и пастели отмечены сильным влиянием импрессионизма. По возвращении в Москву ей удалось продать некоторые работы видным коллекционерам современного искусства – А.И. Морозову, Н.П. Рябушинскому. Затем последовал небольшой перерыв в обучении, связанный с продолжительной болезнью.

Сирень
Сирень
Рябина. Панино, близ Вязьмы
Рябина. Панино, близ Вязьмы
Розовый свет
Розовый свет

В 1904 году Гончарова вернулась в училище, но перешла в мастерскую живописи. Здесь её преподавателем стал К.А. Коровин. Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы. Она получила вторую медаль в 1907 году.
В 1908 году Гончарова поселилась в доме, спроектированном её отцом, в Трёхпрудном переулке. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И.И. Машкова.

Разносчица апельсинов
Разносчица апельсинов
Пустота
Пустота
Чертополох
Чертополох
Цветы
Цветы

В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена. Она начала активную творческую деятельность и впервые попробовала себя в качестве художницы-оформительницы. Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю “Свадьба Зобеиды” по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта.
Примерно в это же время Гончарова приходит к декоративно-прикладному искусству, разрабатывает дизайны обоев. Она также оформила фризы нескольких особняков.

Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного
Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного
Портрет Ларионова
Портрет Ларионова
Попугаи
Попугаи

24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие скифских каменных баб, подобных палеотическим Венерам. Такое нетипичное для патриархального общества и, в особенности для Серебряного века, изображение женщины, отсылающее к могучему архетипу Великой Матери, вызвало негодование. Отдельные работы показались цензорам порнографическими (“Натурщица с руками на талии”, “Натурщица с закинутыми за голову руками”) и были арестованы. Выставка была закрыта. Историки отмечают, что этот случай был нетипичен даже для реакционной России, поскольку до него статью о порнографии никогда не применяли по отношению к произведениям искусства.

Пейзаж (с красной землей)
Пейзаж (с красной землей)
Павлин под ярким солнцем
Павлин под ярким солнцем
Обнаженная негритянка
Обнаженная негритянка

Особенностью живописи Гончаровой было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена. В 1911-12 гг. Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится “Велосипедист”. Однако, вновь и вновь возвращалась художница к примитиву.

Натюрморт с тигром
Натюрморт с тигром
Мотивы иконописи
Мотивы иконописи
Московская улица
Московская улица
Мать
Мать

В 1911 году была устроена выставка объединения “Бубновый валет”. По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой “Бог плодородия”. В том же году Гончарова и Ларионов покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство “бубновалетцев” ориентировалось на современную западную живопись.

Маленькая станция
Маленькая станция
Литургия, св. Андрей
Литургия, св. Андрей

В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник “Садок судей №2”, “Мирсконца” и “Игра в аду” А. Кручёных и В. Хлебникова, “Взорваль” и “Две поэмы. Пустынники. Пустынница” А. Кручёных, “Le Futur” и “Сердце в перчатках” К. Большакова и многие другие.

Лев
Лев
Купание лошадей
Купание лошадей
Купальщицы (триптих). Центральная часть
Купальщицы (триптих). Центральная часть

В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием “Ослиный хвост”. Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл “Евангелисты”. Цензоры пришли в ярость из-за неортодоксального изображения христианских святых, и выставка была со скандалом закрыта. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки.
С одной стороны, Гончарова достаточно далеко ушла от канонов изображения святых, с другой – возродила в своём творчестве традиции древнерусского лубка. Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества.

Евангелисты
Евангелисты
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем
Богоматерь (с орнаментом). Религиозная композиция. Триптих. Центральная часть
Богоматерь (с орнаментом). Религиозная композиция. Триптих. Центральная часть

Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры. Сохранились эскизы художницы, однако реализации проекта помешала гражданская война и отделение Бессарабии.

Архистратиг Михаил
Архистратиг Михаил
Ангелы, мечущие камни на город
Ангелы, мечущие камни на город

В 1915 г. Гончарова и Ларионов уехали из России, приняв предложение Дягилева о совместной работе. В дягилевской антрепризе художница трудилась над оформлением спектаклей “Русские сказки” на музыку А. К. Лядова, “Шарф Коломбины” Г. Гофмансталя и др. Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к “Свадебке” (1923) и “Жар-птице” (1926) И. Ф. Стравинского. После смерти Дягилева в 1929 г. эта работа прервалась, однако в дальнейшем Гончарова часто сотрудничала с театрами Европы и Америки; не оставляла она и занятий живописью и графикой, участвовала в выставках.

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина
Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина
Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина
Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина
Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Золотой петушок"
Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Электрическая лампа
Электрическая лампа
Шабат
Шабат

В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке “Современное французское искусство” в Третьяковской галерее.

Кошки
Кошки
Ангелы и аэропланы
Ангелы и аэропланы
Автопортрет с жёлтыми лилиями
Автопортрет с жёлтыми лилиями
Эскиз костюма для литургии
Эскиз костюма для литургии

В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. У женщин завязалась многолетняя дружба. В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой “Молодец”.

Костюм цыганки
Костюм цыганки
Костюм невесты
Костюм невесты

В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании.

Испанские танцоры
Испанские танцоры
Испанка
Испанка
Испанка с веером
Испанка с веером

17 октября 1962 года художницы не стало. Её похоронили на парижском кладбище Иври. Последним, так и не реализованным проектом Гончаровой стали эскизы к росписи католической часовни в Шеврезе. По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу.

Зелёный лес
Зелёный лес
Желтый и зеленый лес
Желтый и зеленый лес

В наши дни работы Гончаровой стали самыми дорогостоящими среди всех женщин-художниц. В 2007 году её картина “Сбор яблок” (1909) была продана на аукционе Christie’s за рекордные 4,948 млн фунтов стерлингов. В 2010 работа из цикла “Испанки” ушла с молотка вечерних торгов Christie’s за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов.

Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой
Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой
Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой
Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой
Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой
Эскизы для российского модного дома Надежды Ламановой
Аэроплан над поездом
Аэроплан над поездом

16 октября 2013 году в Третьяковской галерее на Крымском валу была открыта масштабная ретроспективная выставка “Между Востоком и Западом”, в экспозицию которой вошло порядка 400 работ: от живописных произведений до эскизов театральных костюмов.­

Динамо-машина
Динамо-машина
Гребцы
Гребцы
Гармония в голубом и зелёном
Гармония в голубом и зелёном
Весна. Белые испанки
Весна. Белые испанки
Велосипедист
Велосипедист
Ваза с цветами
Ваза с цветами
В мастерской художника
В мастерской художника
Букет и флакон красок
Букет и флакон красок

Текст подготовила Валерия Ольховская