Пьер Боннар — тонкий художник и выдающийся колорист

Пьер Боннар — французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошел от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света.

Терраса
Терраса
Терраса с видом на Вернон
Терраса с видом на Вернон
Терраса в Верноне
Терраса в Верноне
Столовая на даче
Столовая на даче

Главными жанрами Боннара стали семейные портреты, ню, пейзажи. Цвет, цветовые сочетания и контрасты — вот главные герои произведений Боннара, к какому бы жанру они ни относились.

Сон в саду
Сон в саду
Собор Сакре-Кер на бульваре Клиши в Париже
Собор Сакре-Кер на бульваре Клиши в Париже
Сиеста
Сиеста
Сена близ Вернон
Сена близ Вернон
Сельский пейзаж
Сельский пейзаж

Пьер Боннар родился 3 октября 1867 года в Париже. Сын высокопоставленного чиновника военного министерства и знатной дворянки, он привык к благоустроенной жизни, счастливой семейной атмосфере и гармоничному укладу. За плечами у Боннара несколько престижных лицеев, в том числе, Луи-де-Гран. Отец надеялся сделать из сына юриста. Отстаивать со скандалами право стать художником Боннар не пожелал, и пошел на юридический факультет, но параллельно поступил в художественную Академию Жюлиана. Там собралась компания: Поль Серюзье, Морис Дени, Эдуар Вюйяр, Поль Рансон. В своём творчестве они ориентировались на Поля Гогена. Сюрезье даже ездил к нему в Бретань и был так впечатлен встречей, что по возвращении организовал группу «Наби» (фр. Nabis — пророк), в которую вошел и Пьер Боннар. Название подразумевает особый мистический опыт, доступный участникам, их посвященность в некие тайные знания. Набиды искали в живописи абсолют, сложный символизм, возможность выражать внутренний мир посредством ярких цветов. Художники этого направления отдавали предпочтение декоративному началу и плоскостной стилизации.

Сад с красным деревом
Сад с красным деревом
Ривьера
Ривьера
Рай земной
Рай земной
Порт Сан-Тропе
Порт Сан-Тропе
Порт в Каннах
Порт в Каннах

В момент возникновения движения Боннар работает несколько часов в неделю в государственных архивах. Плата, которую он получает, позволяет ему продолжать изучение рисунка и живописи.

Пейзаж в Вернон
Пейзаж в Вернон
Пальма
Пальма
Осень, сбор фруктов
Осень, сбор фруктов
Окно
Окно

В то время он пишет матери : «В сущности, я доволен, ведь обеспечиваю себе будущее и могу не прерывать моих любимых уроков». В 1889 году Боннар оставляет архивы, чтобы начать работать в прокуратуре, куда он ходит, как «на каторгу».

Обед в Ле Гранд с лампой
Обед в Ле Гранд с лампой
Монмартр под дождем
Монмартр под дождем
Материнство
Материнство
Мастерская с мимозой
Мастерская с мимозой
Лето. Танец
Лето. Танец
Лестница в саду
Лестница в саду

Вскоре приходят первые успехи в искусстве: в марте 1891 он выставляется в Салоне Независимых, а через 5 лет у Дюран-Рюэля проходит его первая персональная выставка. В начале своей творческой деятельности художник получает известность благодаря афишам, литографиям и иллюстрациям. Первая же афиша, заказанная фирмой Франс-Шампань и расклеенная на стенах Парижа в марте 1891 года, пользуется признанием публики. Она восхищает Тулуз-Лотрека и Феликса Фенеона (знаменитого критика искусств), а его отец — по словам матери Боннара — пляшет от счастья. Боннар использует этот момент, чтобы окончательно порвать с юридической практикой и полностью посвятить себя профессии художника.

Интимность
Интимность
Игра в догонялки
Игра в догонялки
Зеркало над умывальником
Зеркало над умывальником
Зеленый сад
Зеленый сад
За забором
За забором
Женщины в саду
Женщины в саду

С 1891 года он с друзьями Вилларом и Морисом Дени снимает мастерскую в окрестностях Пигаля. Изображает многочисленные сцены из жизни Парижа. В 1894 году художник создаёт знаменитую афишу для журнала «La Revue Blanche». В то же время он начинает стремительную карьеру иллюстратора. Его творческая деятельность очень разнообразна. Кроме литографий и иллюстраций, Боннар также выполняет театральные декорации, эскизы предметов интерьера, а в 1895 году даже принимает участие в конкурсе мебели для столовой комнаты, организованном Школой декоративных искусств. Но он не пренебрегает и живописью, регулярно выставляясь вместе с другими набидами. Кроме того, выставляется независимо от группы. Он почти каждый год посылает картины в Салон Независимых.

La revue blanche
La revue blanche
Афиша шампанского
Афиша шампанского

В 1893 году Боннар встречает 24-летнюю Мари Бутсен — музу, которая будет вдохновлять его на создание многочисленных ню, среди которых есть и подлинные шедевры . Художник и его модель проживут вместе более 30 лет, прежде чем узаконят свои отношения в 1925 году.

Девушка играет с собакой
Девушка играет с собакой
Девушка с попугаем
Девушка с попугаем
Девушка с собакой в парке Grand Lemps
Девушка с собакой в парке Grand Lemps

По самым скромным подсчётам, Марта позировала Боннару около 400 раз, причём нет ни одной картины, где бы её тело “состарилось”.

Женщина с собакой
Женщина с собакой

Работа “Праздная женщина” представляет собой не только изображение обнажённого тела, но и, как-бы, приглашает зрителя проникнуть в мир картины. Лицо Марты в тени, что обогащает картину не только эротической составляющей, но и наполняет привкусом таинственности. Расположившаяся у головы женщины кошка — персонаж, которым обычно подчеркивали не только домашний уют, но и связывали с интимными сценами.

Праздная женщина
Праздная женщина
Дама с собачкой в ванне
Дама с собачкой в ванне
Обнажённая перед зеркалом
Обнажённая перед зеркалом
Обнаженная натурщица в контрапосте
Обнаженная натурщица в контрапосте

Боннар часто бывал с друзьями за границей: в Швейцарии, в Венеции и Милане, в Испании, Голландии, Бельгии, Англии. Художник непременно посещал великие европейские музеи. В 1908 году он открывает для себя Алжир и Тунис. Его любовь к путешествиям возникает от неудовлетворённого любопытства и потребности постоянной смены обстановки. Несмотря на своё высокое происхождение, в путешествиях Боннар довольствуется скромными отельными номерами. Для работы ему хватает стола, холста и кистей. Ему не нужны ни роскошь, ни удобства, он человек со скромными запросами.

Женщина в зеленом платье в саду
Женщина в зеленом платье в саду
Дерево на берегу реки
Дерево на берегу реки

Боннар впервые выставляется в галерее Берхайм-Жон в декабре 1906 года. После этого он регулярно будет представлять там свои работы. В тот же год, немного раньше, художник восхищался поездкой на юг Франции: в Марсель, Тулон и Баньоль. В 1909 году Боннар впервые долгое время проводит на юге Франции в Сен-Тропе — в то время маленьком провансальском городке, который до него уже очаровал постимпрессионистов и фовистов. Он часто будет возвращаться в Сен-Тропе, в том числе в 1911 году с Полем Синьяком. Художник будет жить также в Каннах и Антибе.
Он регулярно принимал участие во многих выставках, торговцы произведениями искусства наперебой старались заполучить его полотна, а его слава пересекла границы Франции и ширилась по всему миру.

Вид Ле-Канне, крыши
Вид Ле-Канне, крыши
Вечер в Париже
Вечер в Париже
Белый кот
Белый кот
Натюрморт в саду
Натюрморт в саду
Розы
Розы
У шкафа
У шкафа

Приглашённый в качестве члена жюри премии Карнеги, художник в 1926 году едет на встречу с американской общественностью. Он посещает Питтсбург, потом Чикаго, Нью-Йорк и Вашингтон. Его первая индивидуальная выставка проходит 2 года спустя в Нью-Йорке в галерее Де Хок энд Ко. В 1936 году ему самому присуждают 2-ую премию Карнеги.

Канне под снегом
Канне под снегом

Боннар попеременно живет в Каннэ и Верноне. Несмотря на частые поездки, он остаётся верным Парижу: с 1911 года и до конца жизни снимает мастерскую на улице Турляк. Однако художник то и дело жалуется на жизнь в большом городе : «Я не провожу в Париже более 2 месяцев в году. Не могу там работать : слишком много шума, слишком много вещей отвлекает моё внимание».

Обнажённая
Обнажённая
Цирковая лошадь
Цирковая лошадь
Канне под снегом
Канне под снегом
Натюрморт
Натюрморт
Дверь в сад
Дверь в сад
Фрукты в вазе
Фрукты в вазе

В 1939 году Боннар последний раз едет в Нормандию. Он продаёт дом в Верноне и возвращается на виллу в Каннэ. Художник решает не возвращаться в Париж и не выставлять там свои картины во время немецкой оккупации. На юге художник сближается с Матиссом, который оказывается его соседом. Но на Боннара одно за другим обрушиваются несчастья : в 1940 году он теряет своего друга Виллара, а в 1942 умирает Марта. Художник очень страдает, но скромность позволяет ему поделиться своими чувствами лишь с самыми близкими друзьями, в том числе с Матиссом.

Букет роз
Букет роз
Автопортрет
Автопортрет
Обнажённая в интерьере
Обнажённая в интерьере

В конце Второй Мировой войны, в 1945 году, Боннар ненадолго приезжает в Париж. В Каннэ он возвращается в обществе племянницы Рене Террассе, которая будет жить с ним до конца, пытаясь скрасить его одиночество.

Ранняя весна
Ранняя весна
Ночной пейзаж
Ночной пейзаж

Художник умирает 23 января 1947 года в своём небольшом имении на Лазурном берегу — «Ле Боске». Пьер Боннар не дожил совсем немного до своего 80-летия. В этом же году в парижском музее Оранжери была организована большая ретроспективная выставка его произведений, сообщающая Франции об утрате одного из самых выдающихся колористов XX века и одного из самых тонких художников.

У Средиземного моря. Триптих
У Средиземного моря. Триптих
У моря, под соснами
У моря, под соснами

Боннар никогда не искал почестей. Под конец жизни цены на его картины были очень высокими, что ему очень не нравилось. Художник говорил : «Все эти нули меня раздражают». Несмотря на почёт и славу, Боннар не был богат и всегда довольствовался самым необходимым. Художник был очень прост в обращении с людьми, никогда не ставил себя выше других, будь то коллеги, критики или почитатели его творчества. Слава не изменила ни его характера, ни скромного и тихого образа жизни.

Сена
Сена
Терраса
Терраса
Терраса с видом на Вернон
Терраса с видом на Вернон
Снежки
Снежки
Семья
Семья
Пейзаж в Дофине
Пейзаж в Дофине
В столовой
В столовой
Женщина с собакой
Женщина с собакой
Женщина за туалетом
Женщина за туалетом
В ванной комнате
В ванной комнате
Автопортрет
Автопортрет
Мадам Клод Анет
Мадам Клод Анет
Портрет Ambroise Vollard
Портрет Ambroise Vollard

Текст подготовила Валерия Ольховская