Рауль Дюфи — кавалер Ордена Почетного легиона, живописец, график, декоратор, мастер прикладного искусства.

Рауль Дюфи — французский живописец, график, мастер прикладного искусства, декоратор и керамист, представитель фовизма и кубизма в живописи.

Автопортрет
Автопортрет

Рауль-Эрнест-Жозеф Дюфи родился в Гавре 3 июня 1877 года. Уже в четырнадцать лет Рауль Дюфи, старший из детей, должен был оставить колледж св. Иосифа, чтобы зарабатывать на жизнь. Так он очутился на портовых набережных, среди грузчиков, поступил в компанию, занимавшуюся импортом бразильского кофе и работал там течение пяти лет.

4 июля
4 июля
Яхт-клуб
Яхт-клуб
Шторм в Сан-Андрессе
Шторм в Сан-Андрессе
Художник и его модель в студии в Гавре
Художник и его модель в студии в Гавре
Хенлейская регата
Хенлейская регата

Желание сделаться художником окрепло у Рауля Дюфи именно во время работs в порту. Уже через год в 1892 году, Дюфи начинает посещать вечерние занятия муниципальной художественной школы. Наставником Дюфи оказался поклонник Энгра и Коро портретист Шарль Люйе, у которого также учились Отон Фриез и Жорж Брак. Он не препятствовал поискам молодых художников, за что неоднократно обвинялся инспекторами Департамента изящных искусств в «ереси».

Фруизет и её отец
Фруизет и её отец
Фонтан в Авиньон
Фонтан в Авиньон
Флаги
Флаги

Фриез и Дюфи, соединив свои скудные средства, сняли сообща небольшую комнату и устроили там мастерскую. Их интересовали общие темы: бытовая живопись, пейзажи родного города, гаврский порт с его пристанями и окрестными домами.

Улица, увешанная флагами, Гавр
Улица, увешанная флагами, Гавр

В 1898 году Рауль был призван в армию и прослужил там один год. В 1900 году муниципалитет Гавра назначил ему стипендию 600 франков в год для продолжения художественного образования в Париже.

Большая купальщица
Большая купальщица
Берег ле Гавра вечером
Берег ле Гавра вечером

Класс, в котором учился Дюфи, вел Леон Бонна, признанный мэтр европейского академизма. Бонна неприязненно относился к живописным увлечениям Дюфи, не одобрял его поиск светлых и чистых тонов. Скоро их отношения осложнились до такой степени, что Дюфи старался показывать профессору свои работы как можно реже.

Анемоны
Анемоны
Анемоны
Анемоны
Английская яхта
Английская яхта
Акробаты
Акробаты

В этот период Дюфи открывает для себя Моне, Писарро, Мане и Коро. Его привлекает галерея Дюран-Рюэля и другие монмартрские галереи и лавочки, где продают картины.

Букет цветов
Букет цветов
Букет цветов
Букет цветов
Букет роз
Букет роз

В холстах 1902-1904 годов не остается ничего, что могло бы импонировать профессорам Школы изящных искусств. Дюфи не уходит из Школы, чтобы иметь все условия для работы и стипендию от гаврского муниципалитета.

Деревья в Эстаке
Деревья в Эстаке
Гладиолусы
Гладиолусы
Гавань в Довиле
Гавань в Довиле

Живопись этого времени не принесла ощутимого успеха, но все же его заметили. В 1903 году Дюфи впервые выступает в Салоне Независимых. В первый раз ему удается продать одну из своих картин.

Выступление кочевников
Выступление кочевников
Вийервиль
Вийервиль
Вид на порт
Вид на порт

С 1906 г. Дюфи начинает понимать и глубоко ценить искусство Сезанна. Он становится для Дюфи не только образцом высокой художественной мудрости, но и примером честности человека, никогда не поступающегося своими принципами ради официальных наград и личного преуспевания. Сезаннизм Дюфи оказался очень связанным с природой, натура для него не стала предметом для композиции, как это наблюдается в творчестве кубистов.

В студии
В студии
Ботанический сад
Ботанический сад

В 1909 году, не имея денег, Дюфи поселился на Свободной вилле Медичи в Оржевилле, в Нормандии, созданной парижским меценатом Бонжаном для нуждающихся художников. Отсюда он отправляется в Эврё, чтобы наслаждаться витражами XV-XVI вв.

Казино
Казино
Казино
Казино
Интерьер с вазой с фруктами
Интерьер с вазой с фруктами

В том же году, совместно с Фриезом совершил по приглашению немецкого художника поездку в Мюнхен. Там материальное положение было стесненным, работа шла тяжело. В написанных картинах звучит необычная для художника напряженность.

Женщина в розовом
Женщина в розовом
Жанна с цветами
Жанна с цветами
деревья
деревья

Сдержанностью и мощью веет от произведений 1910-1913 годов, исполненных в Париже и Гавре. Дюфи охотно обращается к холстам крупного размера. Более масштабные плоскости, с сохранением силы отдельных тонов и монументальностью целого, требовали высокого умения организовать картину, большого композиционного мастерства. Это мастерство совершенствовалось не только благодаря неустанной живописной работе, но также и в результате занятий ксилографией, которая в эти годы привлекает художника почти наравне с живописью.

Модель-индианка в студии в проулке Гельман
Модель-индианка в студии в проулке Гельман

Гийом Апполинер договорился с Дюфи об иллюстрациях к своему «Бестиарию», которые были созданы в 1910 году.

Урок танца
Урок танца
Любовники
Любовники
Купальщица
Купальщица

Гравюры Дюфи, не имевшие никакого успеха у любителей искусства, привлекли к нему внимание Поля Пуаре, «верховного закройщика» Парижа. Пуаре знал, как претворять свои новые художественные впечатления в эффектные приемы декоративного убранства интерьера и новые фасоны платьев. Он распознал в Дюфи прирожденного декоратора. В мае 1911 года Пуаре устроил грандиозный маскарад «Тысяча вторая ночь», где собрался весь парижский свет. Дюфи поручили общее оформление и составление программы празднества. Основное, что делал Дюфи для Пуаре – это ткани. Дюфи устроил небольшую мастерскую на бульваре Клиши, на Монмартре.

Купальщицы
Купальщицы
Коллиур
Коллиур
Карнавал на большом бульваре
Карнавал на большом бульваре

Художник посещает химические лаборатории, присутствует при печатании тканей. Он экспериментирует, чтобы достигнуть новых декоративных эффектов, обращается к опыту XVIII века. Тогда для текстиля рекомендовалось к употреблению до двадцати красок. Дюфи использовал две краски, редко три, добиваясь особой красоты и чистоты цвета, колористического лаконизма.

Посвещение Клоду Лорену
Посвещение Клоду Лорену
Окно с цветными стёклами
Окно с цветными стёклами
Обнажённая
Обнажённая

С 1910 года Дюфи обращается к живописи, не приносящей ему никакого заработка, все реже. Кроме того, работа для Пуаре по-настоящему увлекла Дюфи. С апреля 1912 года Дюфи был зачислен рисовальщиком в штат лионской фирмы Бьянкини-Ферье. Контракт с Бьянкини прерывался лишь на период Первой мировой войны и действовал до 1928 года.

Неополитанский рыбак
Неополитанский рыбак
Натюрморт с бананами
Натюрморт с бананами
Наездники
Наездники

Цветочно-растительные, главным образом лиственные, мотивы перейдут и в живопись Дюфи, когда он вернется к ней через два года.

Пантеон
Пантеон
Пальмовое дерево, обращение к Гогену
Пальмовое дерево, обращение к Гогену
Охотник
Охотник

Он не оставляет графики, в частности, книжной. В 1920 году выходит пять книг с его рисунками. С большим интересом обращается Дюфи к искусству гобелена. Мебель, керамика, фарфор – ему везде хочется попробовать себя. Он выполняет работы для театра. Самая значительная из них – декорация к балету-пантомиме «Бык на крыше» (либретто Жана Кокто, музыка Дариуса Мийо) в Комедии Елисейских полей (1920).

Открытое окно, Ницца
Открытое окно, Ницца
Посвещение Моцарту
Посвещение Моцарту
Посвещение Моцарту
Посвещение Моцарту

Только в 1920-е годах живопись Дюфи наконец завоевывает признание, и устанавливается непредвзятый и широкий взгляд на все смежные области его творчества. К этому времени завершается формирование индивидуального стиля Дюфи. Финальный аккорд внесло необычное открытие, сделанное Дюфи в 1926 году в Онфлере, – форма и цвет не всегда вполне совпадают. Картины Дюфи теперь представляют собой колористическую основу, на которую затем наносится рисунок, который оказывается вязью быстро нанесенных тонких линий. Одной из первых работ, выполненных в такой манере, стала картина «Казино в Ницце» (1927).

Площадь в Йере
Площадь в Йере
Плакаты в Трувиле
Плакаты в Трувиле
Пейзаж с красным и жёлтым
Пейзаж с красным и жёлтым

К началу 1930-х годов Дюфи стал знаменит. В 1926 году он был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона. Его персональные выставки проходят в Цюрихе и Брюссе, Праге и Нью-Йорке. Впервые произведение Дюфи попадает в музей – в 1932 году Люксембургский музей в Париже покупает его картину «Загон в Довиле» (1930).

Пейзаж в Фалисе
Пейзаж в Фалисе
Парк в Сент-Клоуд
Парк в Сент-Клоуд
Парижский мост
Парижский мост

В 1930-е годы Дюфи пишет много портретов, пейзажей, даже интерьеров. Расширение сферы деятельности происходит в декоративно-прикладном искусстве. На мануфактуре в Бове было выполнено несколько гобеленов. Дюфи постепенно постигал сущность ковроделия и в результате добился исполнения «тканых картин», в которых чувствуется знание материала и доверие к его свойствам. Занимается мастер и керамикой – совместно с керамистом Хосе Артигасом, который позже работал с Марке, Браком и Миро. В 1920-1930-е годы было создано 109 ваз и 60 «комнатных садов».

Птичья клетка
Птичья клетка
Портрет Сюзанны Дюфи, сестры художника
Портрет Сюзанны Дюфи, сестры художника
Портрет мадам Дюфи
Портрет мадам Дюфи

В 1927 году Дюфи пробует себя в декоративно-монументальной живописи, выполняет росписи в просторной парижской столовой доктора Виара.

Портрет мадам Дюфи
Портрет мадам Дюфи
Пляж в Сант-Андрес
Пляж в Сант-Андрес
Пляж в Гавре
Пляж в Гавре

Дюфи получил заказ на создание огромного декоративного панно для павильона электричества, строившегося к Всемирной выставке 1937 года. Площадь панно составляла 600 кв. м, оно состояло из 250 отдельных панелей из фанеры, высота панно 10 м, ширина – 60 м. Художник работал над росписью панно «Фея электричества» в течение 4-х месяцев, помогали ему его брат Жан и Андре Робер. На панно была изображена вся история развития электричества, включая портреты более ста прославленных ученых. В настоящее время часть панно экспонируется в Музее современного искусства Парижа, оставшиеся части хранятся в запасниках.

Скрипка
Скрипка
Рыбный магазин в Марселе
Рыбный магазин в Марселе
Рыбачащие мужчины
Рыбачащие мужчины

В конце 1930-х годов поле его деятельности сужается до станковой живописи и графики. Он пишет много интерьеров, мастерских, оркестров, пишет серию картин, посвященных скрипке.

Рыбалка
Рыбалка
Рыбак с сетью
Рыбак с сетью
Регата в Кове
Регата в Кове

В 1951 году Дюфи возвращается во Францию из США. Он приезжает в Гавр, который поражает его своими разрушениями. Ни квартал, где он когда-то жил, ни колледж не сохранились. Он торопится окончить ряд незавершенных холстов. Некоторые из них показываются на Венецианской биеннале 1952 года, где Дюфи награждают Гран-при. Эту премию он передает в пользу молодых художников. Последние полтора года Дюфи проводит в провансе, в деревне Форкалькье.

Улица украшенная флагами
Улица украшенная флагами
Трувиль
Трувиль

23 марта 1953 года Дюфи умер. Через три месяца после кончины художника Национальный музей современного искусства в Париже организует первую крупную ретроспективную выставку Рауля Дюфи.

Три зонтика
Три зонтика
Терраса кафе
Терраса кафе
Театр
Театр
Средиземноморское
Средиземноморское

 

Текст подготовила Валерия Ольховская