17.07.15
История о художнике Эндре Пеноваце, который сделал чёрного кота «везучим», разглядев в его шерсти все цвета, кроме чёрного
Лапы, уши и хвосты: сербский художник-акварелист Эндре Пеновац провёл в Bratec Lis School мастер-класс, поделившись секретами работы акварелью по-сырому при изображении животных. Три дня с утра до вечера студенты воркшопа учились писать самых непредсказуемых «моделей» в самой непредсказуемой технике.
Мы сняли видеоуроки Эндре Пеноваца по анималистике.
***
«ОПЫТ — ЭТО ЛУЧШИЙ РЕЦЕПТ УДАЧИ. И ПРИ ВСЁМ МОЁМ ОПЫТЕ Я НИКОГДА НЕ МОГУ ПРЕДУГАДАТЬ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
«Чёрного цвета не существует — моя позиция. Я его не использую». Эндре Пеновац, высокий седовласый мужчина, склоняется над палитрой, набирает кистью краску и замирает стоя, внимательно глядя на блестящую чуть рыхлую от влаги бумагу.
Эндре создаёт портрет: через несколько минут на листе свернётся клубком чёрный-чёрный кот — светиться останутся жёлтые стрелки прищуренных глаз да розовеющие сквозь шёрстку края настороженно вздёрнутых ушей. Прицелившись, Эндре наконец кладёт на бумагу мазок. Одно широкое, верное движение — у кота уже есть бок, хвост и спинка.
***
«C АКВАРЕЛЬЮ НЕЛЬЗЯ ОЖИДАТЬ, ЧТО УДАСТСЯ ПОВТОРИТЬ СДЕЛАННОЕ ОДНАЖДЫ. СЛИШКОМ МНОГО ФАКТОРОВ ВЛИЯЕТ НА РЕЗУЛЬТАТ — ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА ДО ВАШЕГО НАСТРОЕНИЯ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
«Я смешиваю один, другой, третий цвет друг с другом — так и выходит то, что выглядит как чёрный. И белый — при работе с акварелью в нём нет нужды: акварель прозрачна, а бумага белая сама по себе. Нет чёрного и нет белого. Всё — лишь смешение цветов», — оторвавшись от работы, негромко объясняет художник.
***
«НЕТ ЧЁРНОГО И НЕТ БЕЛОГО. ВСЁ — ЛИШЬ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
Эндре, один из современных мировых анималистов-«звёзд», сегодня — в Москве. Школа иллюстрации и живописи Bratec Lis School пригласила художника провести большой трёхдневный мастер-класс-«интенсив». Занятия с группой начнутся назавтра, в пятницу. Сейчас же — «ознакомительный вечер»: Пеновац рисует и отвечает на вопросы. Аудитория полна, и собравшиеся внимают каждому слову и движению художника.
***
«ДЕЛАТЬ НЕЧТО АБСТРАКТНОЕ БЫЛО БЫ, ВОЗМОЖНО, ЛЕГЧЕ. НО И УЗНАВАЕМОСТЬ НУЖНА. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОНИМАЛИ, И ЧТО Я НАРИСОВАЛ, И ФИЛОСОФСКУЮ СУТЬ ТОГО, ЧТО ДЕЛАЮ»,
— Эндре Пеновац, художник, акварелист
___________________________________
ЭНДРЕ ПЕНОВАЦ (ENDRE PENOVÁC)
— сербский художник, признанный мастер акварели. Среди коллег знаменит виртуозным владением техникой работы акварелью по сырой бумаге, зрителю известен как замечательный художник-анималист, мастер пейзажа и натюрморта; ученики признают Эндрю внимательным, тонким и глубоким преподавателем.
Эндре родился в 1956 году в городе Торнёш (Tornjos, Сербия). Вместе с с семьёй — «У меня одна жена, трое детей, три кошки и три собаки», — художник живёт в городе Бачка-Топола.
Пеновац — обладатель диплома Академии художеств (Нови-Сад, Сербия, 1984 год); в 1983-м он участвовал в работе европейской Академии Искусств в Тире (Германия). За прошедшие с тех пор три с лишним десятка лет вместе с опытом Эндрю обрёл мировую известность и звание мастера. Выставки, семинары и воркшопы художника проходят в городах Сербии и других стран мира. Пеновац — лауреат сербских и международных конкурсов, обладатель наград и званий, постоянный участник художественных выставок и арт-ярмарок, его работы неоднократно включались в каталог Международного акварельного общества (International Watercolor Society).
_____________________________________
Эндре родился в 1956 году в городе Торнёш (Tornjos, Сербия). Вместе с с семьёй — «У меня одна жена, трое детей, три кошки и три собаки», — художник живёт в городе Бачка-Топола.
Пеновац — обладатель диплома Академии художеств (Нови-Сад, Сербия, 1984 год); в 1983-м он участвовал в работе европейской Академии Искусств в Тире (Германия). За прошедшие с тех пор три с лишним десятка лет вместе с опытом Эндрю обрёл мировую известность и звание мастера. Выставки, семинары и воркшопы художника проходят в городах Сербии и других стран мира. Пеновац — лауреат сербских и международных конкурсов, обладатель наград и званий, постоянный участник художественных выставок и арт-ярмарок, его работы неоднократно включались в каталог Международного акварельного общества (International Watercolor Society).
_____________________________________
***
«В СЕРБИИ ТОЖЕ ЕСТЬ СУЕВЕРИЕ НАСЧЁТ ЧЁРНЫХ КОТОВ. ПОЧЕМУ МОИ РАБОТЫ ИМЕННО С ЧЁРНЫМИ КОТАМИ ИМЕЮТ ОСОБЫЙ УСПЕХ? НЕ ЗНАЮ. ВЕЗЁТ!»
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
Пеновац на глазах притихшей публики (художника почтительно величают «маэстро»), показывает и рассказывает, как рождаются его словно тающие от прозрачности и лёгкости работы. Уже готов белый с роскошным хвостом петух, и теперь Эндре рисует одного из своих знаменитых котов, того самого, «не чёрного» чёрного. Вообще, Пеновац — замечательный пейзажист, автор натюрмортов, и как анималист он рисует не только «котиков». Однако Эндре признаёт: самыми популярными неизменно становятся сделанные им изображения котов и кошек. Чёрный кот — главный фаворит, вопреки распространённым и в Сербии суевериям. «Почему так получается — не знаю. Наверное, везёт!» — улыбается художник.
Занятия с участниками мастер-класса Пеновац тоже начнёт с портрета «любимой модели». Сначала — подробный рассказ обо всех этапах работы акварелью «по-мокрому» и наглядная демонстрация техники и приёмов. Художник пишет стоя, в тишине, студенты слушают и смотрят сосредоточенно: после демонстрационной части их ждёт практика. Начинаем в аудитории школы: «натурщиком» послужит чучело фазана. А на следующий день, в субботу, вместе с преподавателем мы отправляемся «за фактурой», идеями, фотографиями, набросками и эскизами в Московский зоопарк.
***
«ГЛАВНОЕ, ЗА ЧТО Я УВАЖАЮ АКВАРЕЛЬ, — ЗА ВДОХНОВЕНИЕ, КОТОРОЕ ОНА ДАЁТ. АКВАРЕЛЬ МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ ТЕБЕ ВСЁ БОГАТСТВО МИРА — УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ВОДА И КРАСКА МОГУТ СДЕЛАТЬ НА БУМАГЕ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
Занятия с участниками мастер-класса Пеновац тоже начнёт с портрета «любимой модели». Сначала — подробный рассказ обо всех этапах работы акварелью «по-мокрому» и наглядная демонстрация техники и приёмов. Художник пишет стоя, в тишине, студенты слушают и смотрят сосредоточенно: после демонстрационной части их ждёт практика. Начинаем в аудитории школы: «натурщиком» послужит чучело фазана. А на следующий день, в субботу, вместе с преподавателем мы отправляемся «за фактурой», идеями, фотографиями, набросками и эскизами в Московский зоопарк.
Коралловые фламинго, изящные, перебирающие ногами, словно балерины; лениво жмурящиеся на солнце гепарды; утёсообразные овцебыки; утята и утки — половина дня в зоопарке пролетает незаметно.
Вернувшись в класс, преподаватель и студенты вновь берутся за кисти. В работе акварелью «по-мокрому» опыт важен не меньше, чем импровизация, и «поймать» суть техники можно, лишь совмещая теорию с практикой.
***
«ОБЫЧНО Я НЕ ПЫТАЮСЬ ПЕРЕДАТЬ НАТУРУ МАКСИМАЛЬНО ТОЧНО. Я ЛЮБЛЮ КОНТРАСТЫ И ИГРУ ЛИНИЙ. ВЕДЬ У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО УМ, НО И СЕРДЦЕ!»
— Эндре Пеновац, художник-акварелист
Какую выбирать бумагу, как держать кисть, зачем на столе огромная, похожая на фотографическую, кювета с водой и широкой щёткой, каким образом акварелисту может послужить банковская пластиковая карта и заострённая деревянная палочка («я взял её у детей, на самом деле это игрушка»)... А также — о ценности опыта, философии случая и опасности уверенности. Подробно, лично помогая каждому, маэстро будет делиться знаниями с участниками мастер-класса. Эндрю внимательно вслушивается в каждый вопрос, внимательно же глядя на говорящего; перед тем подумав, отвечает — немногословно, не слишком громко, и понятно — замечая, что учится при этом и сам.
***
«ТУТ ПРИСУТСТВУЕТ ЭФФЕКТ СЮРПРИЗА, ТАКОГО НЕТ В ДРУГИХ ТЕХНИКАХ. ЭТО УЖЕ ФИЛОСОФИЯ: В ЖИЗНИ ПОРОЙ ПРОИСХОДИТ МНОГО НЕОЖИДАННОГО, НЕЗАПЛАНИРОВАННОГО — И ЭТО И МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
В воскресенье вечером, когда очарованные Пеновацем-художником и Пеновацем-собеседником студенты будут делиться впечатлениями, прозвучат те же слова, что говорили зрители после демонстрационного мастер-класса: о глубине и тонкости, о мастерстве и деликатности, об исключительном внимании и внимательности — к каждому человеку (и животному — конечно!), к настроению и погоде, к выбору нужных слов и отношению к работе вообще. И чаще всего — о щедрости, с которой художник делится секретами, приёмами, подробно объясняет суть каждого действия.
***
«ПРИ РАБОТЕ С АКВАРЕЛЬЮ НУЖНА АБСОЛЮТНАЯ, ИДЕАЛЬНАЯ ЧИСТОТА. ДАЖЕ ТОНЧАЙШАЯ ПЫЛИНКА МОЖЕТ ИСПОРТИТЬ ВСЁ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
Техника «по сырому», излюбленная для Эндре Пеноваца, завораживает как будто волшебством. С касанием кисти всё только начинается, движутся пятна и линии, рождаются новые цвета, меняется настроение и тон, — алхимия, и только. Тут нужны смелость, опыт, сосредоточенность, мягкость и каллиграфическая твёрдость руки (кстати, своей «школой» Пеновац называет китайскую традиционную каллиграфию и живопись).
***
«НАСТОЯЩАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ, КОГДА БУМАГА МОКРАЯ. ОНА ВЫСЫХАЕТ — ВСЁ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СУХО И ЧЁТКО: УМЕНЬШАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО СВОБОДЫ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
Успех тут гарантирован не всякому даже опытному художнику. И маэстро собственными работами не всегда доволен, но к ученикам — не строг. От излишней самоуверенности, утверждает художник, теряется сосредоточенность. Правда, стремясь к «узнаваемости» и «портретному сходству», об игре линий Эндре тоже не советует забывать. Пеновац глядит серьёзно, глаза — улыбаются: «Ведь у человека есть не только ум, но и душа, сердце!» — душу, да, и в коте не утаишь.
***
«Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ ВО ВСЁМ УВЕРЕННЫМ. КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЛИШКОМ УВЕРЕННЫМ, ОН ТЕРЯЕТ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ»,
— Эндре Пеновац, художник-акварелист, Сербия
______________
Репортаж: Наталья Пыхова
Фото: ??
Ещё фотографии с мастер-класса Эндре Пеноваца:
Если вы хотели бы научиться секретам работы Эндре Пеноваца, но нет возможности посетить его мастер-классы, предлагаем возпользоваться видеоуроками.