20.12.15

В гостях у сказки – мое собственное странствие: мастер-класс с Александром Воцмушем на Кипре

Вся наша жизнь – странствие, состоящее из множества более мелких путешествий. Ребенком в мечтах мы часто путешествуем. С тех пор я совершила много «настоящих» путешествий, во время одного из которых даже побывала в гостях у сказки.


Воцмуш акварель мастер-класс
Александр Воцмуш. Каким я был в 10 лет

«В гостях у сказки» - это название выездного рождественского мастер-класса Bratec Lis School с художником, а лучше сказать – «художественным волшебником» Александром Воцмушем, который проходил с 20 по 24 декабря 2015 года. По счастливой случайности мастер-класс был перемещен из Страсбурга на остров Кипр, в город Пафос, занесенный ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Счастливый случай, это потому что Кипр так красив, что к нему можно относиться только как к сказке, полной чудес, которых всегда ждут люди. А благословенная земля Кипра просто переполнена ими. Чудеса острова повсюду: у Камня Афродиты, в святых храмах, в гостеприимстве кипрского народа, в море и даже в воздухе, наполненном ароматом целебных трав. Остров прекрасен весь – от черепашьих пляжей и голубых лагун до вершин могучих Троодосских гор как летом, так и зимой. Однако, зимой, четыре декабрьских дня мастер-класса не назовешь, ведь он проходил при +22С на солнышке, на терассе отеля «Veronica», на берегу Средиземного моря.

Виды Пафоса и окрестностей 

Воцмуш акварель мастер-класс

    
Пафос и окрестности

Программа мастер-класса была построена таким образом, что три дня занятий проходили в студии на терасе, один - на набережной Пафоса и другой - в горах. Под руководством Александра Воцмуша мы создавали десятиминутные картинки на заданную тему и в завершении мастер-класса – работу большего объема по придуманному сюжету. 

Воцмуш акварель мастер-класс

Занятия на терасе отеля Veronica
Занятия на терасе отеля Veronica

Рисуем модель в акварели
Рисуем модель в акварели

Акварель Воцмуша

Воцмуш акварель мастер-класс


WP_20151220_12_42_57_Pro.jpg


Например, одним солнечным утром мы отправились в Пафосский лес за впечатлениями, чтобы запечатлеть их в рисунках. В лесу нас встречал мост под названием Челефос: «Ого, кто пришёл! Пожалуйте, дорогие гости!» Так уж повелось, что стал он самым знатным из всех средневековых мостов на острове, возведенными неизвестными венецианскими мастерами из камня местной породы. Мост любит позировать фотографам и красоваться своим причудливым изяществом перед художниками. На берегах реки, полноводной в зимний период, разместилась и наша группа художников. 

Мастер-класс Воцмуша на Кипре

Мастер-класс Воцмуша на Кипре
Венецианские мосты в горах Тродос были построены, не поверите, венецианцами, в период их правления на Кипре

Мастер-класс Воцмуша на Кипре

На Кипре, ну, очень много кошек
На Кипре, ну, очень много кошек

Мастер-класс Воцмуша на Кипре

Все задания с нами наравне Александр выполнял сам, после чего подходил к каждому студенту для совета и ответов на вопросы. По готовности задания, мы сравнивали и обсуждали работы. Часть урока отводилась на то, чтобы Александр создавал рисунок, а мы наблюдали за процессом.

Мастер-класс Воцмуша на Кипре

Мастер-класс Воцмуша на Кипре 
Воцмуш акварель мастер-класс
   

 Кроме рисовальной бумаги и акварельных красок, карандашей и мелков, в работу вступали пальцы, ногти, кончик кисти художника. Перспектива, абрис, свет, тень, рефлекс - все работало. Свободное от занятий время мы гуляли по городу, заходили в рестораны и музеи, посетили с экскурсией храм Хрисороятисса в деревне Панагия, дегустировали кипрские вина на винодельне в горах, слушали песни в исполнении Александра на гитаре у камина, фотографировали, делали зарисовки и записи для дальнейших сюжетов.

Мастер-класс Воцмуша на Кипре

Монастырь Хрисопанаятис 
Мастер-класс Воцмуша на Кипре 
Экскурсия в монастырь Хрисопанаятис после "трудового" дня

Воцмуш акварель мастер-класс

Окунувшись в атмосферу первого урока, я не сразу поняла, что там происходит. На холсте художника мир красок предстал передо мною по-иному: действительность вплеталась в образы моей фантазии. На акварельной бумаге появлялись русалочки, ангелочки, кошатницы, Баба-Яга, снегурочки и Дед Мороз, рыбки, собачки – словом, персонажи, близкие мне с детства.

БабаЯга.jpg

WP_20151224_11_28_25_Pro (2).jpg

Даже дома, деревья, море, каменные мосты, улицы, набережные словно оживали на глазах, у каждого предмета появлялся свой характер. Так, например, художнику вдруг стало жалко традиционный белый домик, который он изображал, ведь облик этого домика, его сущность администрация города изменила не в лучшую сторону. Казалось, что художник умеет видеть даже тишину, и обычная тень, с помощью его кисти приобретала цветные оттенки. 

Демонстрация. Архитектура в исполнении Александра Воцмуша
Демонстрация. Архитектура в исполнении Александра Воцмуша

Пленэр на набережной
Пленэр на набережной

Рисуя, мы словно предавались духу волшебства, царствующего где-то вокруг нас, ведь из простого пятна мы создавали нечто непредсказуемое. Пятно само подсказывало, что получится. «Как это из пятна может что-то получиться?» - спрашивала я себя. Обычно пятна не любят, их выводят, отбеливают, стирают, в общем, избавляются от них. На мастер-классе, оказалось, что роль пятна в рисунке бесконечно велика и многообразна! Я узнала, что пятно - это пространство, оно задает тон, создает среду, а линия, в свою очередь, начинает движение и обозначает форму. По пятну можно сразу почувствовать и найти состояние картины. Мне открылось, что все, что я видела вокруг могло отразиться в моем пятне, в котором появлялись очертания предметов и людей, приходивших мне в голову. 

WP_20151223_11_45_18_Pro.jpg 
IMG_8296.jpg

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс
   

В наших работах, начатых всего лишь с пятна, мы переживали состояние любимого человека, любимой мелодии, самое яркое впечатление от вчерашней поездки или свежесть утренней прохлады у горного ручья. Кто-то использовал серебристые тона, кто-то искал оттенок красного, кого-то посещала легкость и даже таинственность.

Александр говорил нам: «стань этой машиной», «стань этой кружкой», поживи в ней, вспомни, как это есть или было... Мы закладывали в рисунок свои ощущения, не что-то конкретное, а то, что само происходило на нашем листе. Создавая историю на бумаге, было как бы неловко, я нарушала правила, выходила из зоны комфорта, падала в неизвестность, импровизировала, потакала моему настроению. Мне казалось, что такая ломка привычек и шаблонов стала началом революции внутри меня, но надо согласиться, что именно это и есть самый разумный путь у самосовершенствованию. Работа от пятна помогла мне раскрепоститься, быть непредсказуемой, довериться интуиции и представить вкус яблока или влюбленность Деда Мороза, прежде, чем их изобразить. Ввиду всего происходящего на мастер-классе, мне передались следующие послания: спонтанность и страх перед холстом, радость и умение жить в настоящем моменте. Все это мы смогли применить и испытать на себе во время мастер-классов.

WP_20151220_11_38_06_Pro.jpg


Работа участницы мастер-класса

Я заметила, как Александр мгновенно реагировал на реальность, другими словами, действовал спонтанно. Несмотря на знание принципа композиции в создаваемом им произведении, на его холсте все происходило неожиданно, стихийно, в импульсе. Его линии были вызваны не внешними воздействиями, а внутренними причинами, они были самопроизвольны и непосредственны, без лишних движений на бумаге и точно в цель. Нам передавалось его спонтанное влечение к изображению, которое, в свою очередь излучало придуманную художником историю. Александр инстинктивно выявлял и подмечал все свежее, детское, личное, можно сказать, spontané в человеке. При оценке наших работ, мы часто слышали от него: «это неожиданно», «индивидуально», «от души», «с любовью», «интересно вывернуто», «есть динамика», ему такие работы нравились.

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс

Иногда возникал страх перед холстом, который было легко диагностировать, так как он имел мгновенную связь с надеждой. Другими словами, те из нас, кто слишком надеялись, как правило, больше боялись, и, чем больше боялись, тем менее удачливыми были их работы. Такие рисунки Воцмуш комментировал так: «это затюкано», «нет жизни», «неживые линии», «слишком много техники», «много всезнайства». Возможно, правда в том, что, как только люди набираются опыта, их любопытство и ощущение чуда блекнут со временем. Многие из них уже «знают», так зачем еще что-то выдумывать, поэтому они и дают себе право мало-помалу терять способность просто наслаждаться моментом. От этого, скорее всего, и в некоторых наших рисунках появлялись скука и вялость. Когда кто-то из нас тщательно вычерчивал изображение, Воцмуш советовал отказаться от этого, двигаться и искать себя дальше. Однако, было и так, что результат превосходил все ожидания. Привыкшие за многие годы к определенной художественной манере, некоторые студенты стали сами для себя открытием, как, например, Людмила с рисунком «Ангелочек». Она долго не могла поверить, что ее ангелочка назвали шедевром, тем, к чему нужно стремиться, да еще художник попросил эту работу ему подарить и подписать. 

Воцмуш акварель мастер-класс

То есть для него картинка, приближенная к детскому рисунку, была намного интереснее, чем тщательно вырисованная серьезная работа. В оценке наших рисунков Александр подчеркивал такие моменты, как неповторимость, недосказанность, сила, сделанное от души, избавление от надуманности. Таким образом, спонтанность предполагала освобождение от физического и умственного напряжения. На мастер-классе мы научились изгонять страх и действовать спонтанно. Нам было не легко этого достичь, но, наблюдая за состоянием и кистью художника, мы понимали, что их проявление может стать идеальным тестом для определения той степени, в которой человек наслаждается свободой. А Воцмуш в полной мере наслаждается свободой! И не только свободой, но и радужным отношением ко всему, по той простой причине, что свобода неотделима от радости.

Воцмуш акварель мастер-класс

WP_20151222_14_50_20_Pro.jpg

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс

На уроках ощущалось, что радость для художника - в основе всего и верный знак того, что он достиг гармонии, исходящей из его философского, творческого и духовного опыта. Да и мы все рождены с этим внутренним даром и всегда можем его вновь найти, как я нашла его на мастер-классе. В целом радость предполагает креативность и смелость освободиться от многих наших убеждений, условностей, субъективного мышления. Радость нельзя сравнить с удовольствием или счастьем, поскольку они зависят от внешних обстоятельств и эфемерны, то есть скоропреходящи и мнимы. Радость увеличивает наше желание рисковать и осмеливаться вступать на новые территории. Так и мы, рисуя, следовали новому пути, проясняли неизвестное, углубляли проницательность. Мы давали работу воображению, мыслили весело, значит не стандартно, и даже дикие животные, которых изображал Александр, смотрели на нас с изумлением и приглашали нас к игре. 

И мы, правда, играли, потому что такие уроки стали для нас истинным удовольствием. Мы увлеклись рисованием, как дети, придумывая, например, кипрскую новогоднюю открытку, детские новогодние костюмы или, как Дед Мороз принимает ванну. Познание истинной радости на уроке привело нас к умению исследовать реальность и бесценному умению жить в настоящем моменте.

Такое умение опять же случается спонтанно, когда предмет или человек захватывает нас полностью. Все наше внимание было направлено на определенную импровизацию, в нас расцвела способность чувствовать, отбрасывать все ненастоящее, наносное, пробовать, видеть, слушать и совершать экскурсии в настоящий момент. Это было так же интенсивно, как в детстве и юности, когда я проводила целые часы в состоянии восприимчивости и любопытства в процессе исследования мира.

Воцмуш акварель мастер-класс

 Мы вчувствовались в персонажи и предметы, затем всматривались в полученный результат, и наконец, рассуждали и делились впечатлениями. Каждый рисунок отличался от других, опыт был новый каждый раз. Воцмуш часто повторял: «это то, что надо», «это работает», «все взаимодействует», «это уже готово», «это шедевр», «это можно сразу в рамочку». Как эти маленькие похвалы, так и замечания привели меня к осознанию, того, что мы живы, они воссоединяли нас и разгоняли наши ожидания чего-то еще, чего нам якобы не хватало для совершенства. Наше присутствие в настоящем моменте также способствовало выходу из зацикливания на себе. Оно вызывало любопытство и искренний интерес к другим людям. Через некоторое время, мы, конечно, отпускали момент и возвращались в наше привычное состояние.

Воцмуш акварель мастер-класс

DSC02726.jpg

В итоге, у каждого из нас были работы, как удачные, так и не очень. Полагаю, что неудачные работы тоже стоят того, чтобы их сохранить. К ним можно вернуться и посмотреть на то, от чего нужно было избавиться, - а затем превратить это во что-то другое. И смотря на такие работы, понимаешь, что нужно больше работать, больше рисовать. Обаяние истинного таланта передалось нам и оставило теплый отпечаток в душе. Мы все стали чуточку более интересными людьми благодаря творчеству художника. Ибо после мастер-класса возникло непреодолимое желание созидать, использовать внутренний дух творчества, преодолевать однообразие, открывать для себя новые впечатления, цвета, запахи, звуки, двигаться дальше до бесконечности с ощущением, что совершенству, даже такому, как у Александра Воцмуша, нет предела. Его очевидное, но невероятное творчество развивает и наполняет. Можно сказать, что картины Александра пробуждают состояние влюбленности, когда все становится любопытно и интересно. Александр Воцмуш создает свое творчество, постоянно исследуя как реальность, так и неизвестность, развивая в себе еще более сильную остроту восприятия, утонченности и грации. Художник не подражает ни другим, ни себе. Он не обращает внимания на то, что другие ожидают от него, так как он и сам не знает, чего от себя ожидать. Он узнаёт, где он, только в процессе создания истории в картине, продолжая двигаться дальше. Ему необходима новизна, не привыкание ни к чему, чтобы не впасть в состояние вялости. 

Воцмуш акварель мастер-класс

Воцмуш акварель мастер-класс

Наблюдая за работой художника, начинаешь понимать, что идея, о том, что люди должны меняться – иллюзия. С рождения многих из нас программируют соответствовать обществу, мнению других, чтобы таким образом мы заслуживали восхищения и любви: «ты будешь лучше, если будешь кем-то еще». Эта критика заставляет нас предавать себя, притворяться теми, кем мы не являемся на самом деле. Надо ли меняться? Только путешествие к себе, возвращение к себе, только оно должно быть единственной переменой, которая имеет смысл.

Текст: Алина Русинова (участница мастер-класса, автор книги «Сокровища острова Кипр»)
Алина РусиноваКнига Сокровища острова Кипр

Фото: Даша Рыбина, Александр Воцмуш

  

Возврат к списку