Джозеф Збуквич: «Следуй за акварелью», или «Просто рисуй!»
Четыре дня с Мистером Z: О живой воде, желаниях картин, дарах богов и волшебной силе искусства.
— Z
Приезда этого художника в Школе «Братец Лис» ожидали с особым волнением. Джозеф Збуквич, обладатель немыслимого количества призов и наград, прибывал в Москву с другого конца света, из Австралии, — по специальному приглашению Bratec Lis School. Счастливчики, попавшие в число будущих студентов Джозефа, с трепетом ожидали старта трёхдневного мастер-класса. Поклонники Мистера Z (так, по-супергеройски, часто именуют Збуквича) ждали возможности «вживую» увидеть, как работает «образцовый акварелист», задать вопросы, получить автографы — во время двухчасовой «pre-party», названного Школой демонстрационным мастер-классом.
Такого ещё не было: не безмолвная демонстрация, но шоу, живопись «в прямом эфире», встреча со звездой — фото, видео, автограф-сессия! Школьные классы (при всей просторности) не вместили бы и половины желающих попасть на такую встречу. И вот: «корифей акварели» — в Москве, на ВДНХ. Свободных стульев в круглом зале павильона нет. Джозеф улыбается, стоя перед готовым к работе планшетом (тоже приведённым в вертикальное положение). Ни в этот вечер (после 23-часового перелёта, кстати), ни после, во время ежедневных занятий, Мистер Z (1952-го года рождения) не присядет, кажется, ни разу. Он будет писать акварелью, параллельно поясняя всякое из своих действий, его причину, суть и последствия; смешивать краски и отвечать на вопросы «из зала»; «ставить на паузу» теорию, чтобы немного «растормошить» аудиторию шуткой, и тут же — сообщать важные интересные вещи.
— Z
Экран во всю стену в деталях демонстрирует публике движения кисти, рождающие шедевр. «Я — самоучка», — сообщает Джозеф. Да, учился рисовать профессионально, только давненько — в 1976 году. (Кстати, на его «морского» вида майке — рыжие «7» и «6», — совпадение?) «Моя дочь говорит: «Папа, ты очень давно живёшь». Ясно? Я не старый! Я просто давно живу», — бросив взгляд на пока притихший зал, Джозеф продолжает: «Я же шучу! Отчего никто не смеётся?». Аудитория начинает хихикать и шевелиться. А через несколько минут — все снова замерли, тянем вперёд шеи, как карикатурные сурикаты: минута за минутой на наших глазах абстрактные пятна и потёки превращаются в городской пейзаж, насколько живописный, настолько и живой. Мастер живой акварели — ещё один «почётный титул» Збуквича. Только с «мастером» художник не согласен: «Акварель — это босс. Я — лишь помощник, юный подмастерье».
«АКВАРЕЛЬ — БОСС. Я — ЛИШЬ ПОМОЩНИК. ЮНЫЙ ПОМОЩНИК»
— Z
За Джозефом хочется записывать — что я и делаю. Ёмкие и меткие, его ироничные высказывания — об акварели, да, но и обо всём вокруг. Мистер Z, «очень давно живущий» «юный подмастерье», ощущающий себя «по-прежнему 9-летним мальчишкой» мастер с 40-летним опытом работы, «самоучка» и известный учитель, «не признающий правил» классик, безоговорочно объявляет об отсутствии у него «собственной философии» — и, шутя, просто-таки сыплет афоризмами. Не переставая при этом рисовать!
«ВСЯ МОЯ ФИЛОСОФИЯ — В ОДНОЙ ФРАЗЕ. ПРОСТО РИСУЙ»
— Z
О художнике:
Джозеф Збуквич (Joseph Branko Zbukvic) родился в 1952 году в Загребе (тогда — Югославия, ныне — столица Хорватии). Рисованием Джозеф увлекался с детства, но попробовал писать акварелью и полюбил её с достижением совершеннолетия, в 20 с небольшим. К этому времени Збуквич-студент уже успел некоторое время посвятить познанию искусства — но не живописи, а слова. В университете на родине Джозеф учился преподаванию языков и литературы (не отсюда ли афористичность речи и чуткость мастера-наставника?). В 1970-м семья Збуквичей оставила неспокойную тогда Югославию, эмигрировав в Австралию. Настала воля Джозефа: хотя родители того не приветствовали, он стал учиться искусству уже изобразительному, точнее — промышленному дизайну. (Кстати, и это образование оказалось полезным: Джозеф — «мастеровой парень», например, свой знаменитый сложносочинённый этюдник-чемоданчик с большой Z на крышке он сконструировал и смастерил сам.)
По воспоминаниям художника, акварель он полюбил в годы учёбы дизайну в университете в Мельбурне — и с тех пор, с середины 70-х, чувства его неизменны. Этот «роман» был счастливым с самого начала. Збуквич-акварелист был отмечен первой наградой уже через год после начала работы, через два — удостоен персональной (!) выставки. Общее количество регалий, призов, выставок биеннале, ярмарок, аукционов, альбомов, каталогов, проданных и хранящихся в собраниях музеев и галерей мира картин — счёту не поддаётся (возможно, потому, что автору такая статистика неинтересна).
Большую часть времени он проводит в путешествиях («На одном и том же месте я быстро начинаю скучать»). Количество его учеников по всему миру сравнимо с численностью «армии» сильно им недолюбливаемых копиистов-подражателей («Такие люди не приходят учиться: трусливы, зато пытаются перенимать приёмы и детали, «искать секрет» — ненавижу это!»). В Загребе его именем назван музей искусств. В Европе производители кистей делают брендированные серии «имени» Збуквича.
На вопрос о главном предмете (поводе) для гордости акварелист отвечать отказывается. О любимых работах, которые не продаст никогда, сообщает со смехом: уже проданы. «Сколько бы ни было до того картин, о тебе как о художнике говорит только одна: твоя последняя работа», — Збуквич строг. И — лёгок: «Я — это лишь детали, основное делает сама акварель».
«Фантастичностью, «волшебностью», одушевлённостью и иными многочисленными «магическими свойствами» акварели мистер Z восхищается без устали, с восторгом юного влюблённого. Влюблённого взаимно — работы Джозефа (и Акварели, да) не оставляют в том сомнений. «Сильнее страсти, больше чем любовь».
— Z
Небольшая группа-класс на первом занятие Джозефа в аудитории Bratec Lis — сама собранность и серьёзность. Каждый студент вооружён до зубов. Планшеты на столах — «по стойке смирно», сами студенты, приступая к работе, по примеру наставника, встают. Вместо скромных стаканчиков для полоскания кистей — теперь литровые «вёдра» — и кисти соответствующего масштаба. Многие обзавелись «пшикалкой» с водой — Джозеф называет пульверизатор «magic spray»: облачка воды позволяют «продлить жизнь» подсыхающей, «умирающей» работе, помочь краске течь, смягчить линии…
«ВСЯКАЯ ЖИВОПИСЬ ИМЕЕТ СВОЙ ЯЗЫК. В АКВАРЕЛИ ЭТОТ ЯЗЫК — ИМЕННО В СМЕШЕНИИ ЦВЕТОВ. В ЭТОМ ЕЁ КРАСОТА. АКВАРЕЛЬ — ОЧЕНЬ ЖИВАЯ»
— Z
Перед стартом — мини-«вступление», не теоретические выкладки, больше «правила игры». Збуквич «оживляет» пигмент: к краске добавляет воду. Степень «живости» обозначает метафорично — и понятно. «Это вот чай (светлый лёгкий тон), это уже кофе (более насыщенный), вот ещё гуще — как деревенское молоко, вот сливки, а это уже «Нутелла» — да, вы же знаете «Нутеллу»?» Без анекдотов и афоризмов не обходится и тут, хотя учебный процесс — насыщеннее некуда. Учитель призывает наблюдать не за бумагой, но за кистью и рукой, обращать внимание не на цвета (тем более, их специфические названия — «это всё химики придумывают»), а на насыщенность и тон: тёплый или холодный.
«Я НЕ ДАМ ВАМ НЕКОГО «НАБОРА КЛЮЧЕЙ НА ЛЮБОЙ СЛУЧАЙ», СПИСКА УКАЗАНИЙ, КАК НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ. ИХ НЕТ: Я ПРОСТО СЛЕДУЮ ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА БУМАГЕ, СЛЕДУЮ ЗА ТЕМ, ЧТО Я ВИЖУ»
— Z
«НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ О КАРТИНЕ «ОНА УМЕРЛА» — ЕСЛИ БУМАГА ЕЩЁ НЕ ВЫСОХЛА»
— Z
«Моя миссия: чтобы люди перестали делать вот так: тыщ-тыщ-тыщ, — кисть мелко, тревожно тычется в лист, оставляя одноликие дробные следы. — Как маньяк — ножом! Нет. Дайте кисти двигаться свободно».
«Кофе» и «молоко», кисть немного меньше, движения — точнее: это средний план, он «рассказывает историю». Щедрый мазок ложится под сырым ещё другим мазком — цвета проникают друг в друга: «Дайте акварели работать самой». Несколько «доз» «живой воды» из magic spray — и планшет меняет ориентацию, перевёрнутый набок: ещё один способ раскрытия свойств «акварельного волшебства». На самом ближнем, переднем плане, в ход идёт «Нутелла», густой пигмент немного и на кончике кисти: эта часть картины «привязывает» нас к земле.«ЛЮБУЮ НЕОЖИДАННОСТЬ (ДРОГНУЛА РУКА, ВЫШЕЛ НЕ ТОТ ТОН, ЦВЕТ И ТАК ДАЛЕЕ) ВОСПРИНИМАЙТЕ НЕ КАК УЖАСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, А КАК ВОЛШЕБСТВО, «БОНУС» ПОДАРОК АКВАРЕЛИ. СОХРАНЯЙТЕ «СЧАСТЛИВЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ»! ЭТО ПОДАРКИ ОТ БОГА АКВАРЕЛИ — ОНИ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ!»
— Z
Джозеф откладывает кисть и твёрдо ведёт по только что появившемуся на фоне поля стволу дерева ногтём указательного пальца: «Иногда я рисую и так — придать объём, исправить». Камушки, брошенные прибоем на песок бухты, на бумагу «бросают» лёгкие удары по кончику напитанной краской кисти. Брызги на работу Джозефа ложатся, будто дрессированные. Камни — холодные, влажные и сухие, полуприсыпанные песком — выходят «как живые». С таким изяществом «работа брызгами» идёт не у всех.
Вздохи и срочные попытки «всё исправить» промокашкой, кистью, водой Мистер Z, познавший «акварельный характер», не сильно приветствует. Во-первых, потому, что это — одна из частых «ученических» ошибок: «Попытки сделать всё идеально — самая большая глупость из возможных». Во-вторых — ошибка номер два: забыть о том, кто тут главный, и вообразить, что всё в твоих руках. Акварель — босс, а босс — всегда прав, следовательно, любая «неудача» — не вина того, кто за планшетом, да и вообще — не неудача вовсе.«ЧТО БЫ НИ ПРОИСХОДИЛО НА БУМАГЕ — ГОВОРИТЕ: ТАК И НАДО. КАРТИНА ИМЕННО ТАК И ХОТЕЛА! И КАРТИНА «ЗАРАБОТАЕТ»»
— Z
Работает ли волшебная сила искусства, помогают мудрость и опыт наставника, становятся эти уроки сеансами арт-терапии или в них немного больше, чем повсюду, лёгкости и игры — магию не разгадать. И она работает: чувствовать себя счастливым во время занятий с Джозефом — приятно и легко. И после — тоже получается. Следуй за акварелью, наслаждайся волшебством, всякое происшествие считай счастливым — просто рисуй.