Репортаж о мастер-классе "Сюжетные скетчи с Маттиасом Адольфссоном (Швеция)"
Мастер-класс Маттиаса Адольфссона в Школе «Братец Лис»: три дня со скетчбуком
Пятница, полдень. В высокие окна аудитории в лофте светит солнце. За столами — студенты. Работает проектор. На картинке на стене — урок: нарисованный преподаватель, лысый человечек в очках, указывает на доску. Начав разглядывать нарисованных учеников, увлекаешься: выясняется, что один из них — кот, другой — читает газету, пара в углу занята беседой за парой пива, а от персонажа внизу в рисунок вошли только ноги — и дымящийся пистолет. Наш, уже настоящий, не нарисованный, преподаватель, выходит к доске. Преподавателя зовут Маттиас Адольфссон, и это его рисунок. Один из сотен рисунков, которые нам, его студентам, надо будет внимательно рассмотреть за три дня мастер-класса в Школе иллюстрации и живописи «Братец Лис» — и создать десятки своих работ под внимательным руководством Маттиаса.
Вообще, Маттиас Адольфссон — в первую очередь не преподаватель, а художник и иллюстратор. Он живет в Стокгольме, работает с New York Times Magazine, The Onion, Spotify, прочими газетами, журналами, сайтами и книжными издательствами, а также издает собственные книги и альбомы. Его рисунки знакомы всем, кто увлекается иллюстрацией или работает в этой области, и не только: например, Дарт Вейдер в викторианской эпохи парике или Мастер Йода в сапогах и камзоле, версии персонажей «Звездных войн», нарисованные Маттиасом в собственной манере, сделали его знаменитым если не на весь мир, то точно на весь интернет.
Среди собравшихся на мастер-класс Маттиаса в аудитории «Братца Лиса» никто явно не намерен отвлекаться от учебного процесса (в отличие от тех рисованных персонажей). Тут профессиональные художники, иллюстраторы, дизайнеры, и те, кто только планирует и мечтает стать таковыми — и мы ловим каждое слово нашего преподавателя. Трехдневный интенсив художника такого уровня в Москве — событие. «Братец Лис» устраивает подобные мастер-классы регулярно, привозя в Москву настоящих мэтров и звёзд своего дела.
Маттиас Адольфссон тоже не сразу стал «свободным художником» и иллюстратором с мировым именем. Он рассказывает, что начал вести свои скетчбуки, книжки и альбомы с рисунками и набросками, ещё во время своей учёбы на архитектора. Отучившись, Маттиас занялся 3D-анимацией — в частности, компьютерными играми. Сначала — забавные картинки на стене сменяют одна другую — он занимался разработкой того, как будут выглядеть отдельные элементы в этих играх, но с ростом индустрии специализация каждого художника в ней сужалась все больше. В итоге, по словам Маттиаса, ему уже «доставались одни лишь здания, которые должны быть разрушены в конце игры». Стало неинтересно. К тому же, по собственному признанию, в годы работы с 3D он почти не рисовал в своих скетчбуках. О дальнейшем развитии событий художник повествует кратко: «Я принял решение покинуть 3D-анимацию, и рисовать дома. Стал размещать рисунки в интернете и получать заказы». Кажется, просто — но всякий, кто брался за такое дело, знает: выходит не сразу. Тому, как сделать так, чтобы рисование доставляло удовольствие и нравилось не только автору, но и заказчикам, Маттиас будет учить нас следующие три дня: уроки проходят с 12 до 18 часов с часовым перерывом на обед, плюс — каждый день мы получаем задания на дом.
Но для начала, вместе, в аудитории, мы будем учиться просто не бояться рисовать. Не бояться, что «выйдет плохо» или «получится непохоже». «Пусть ваши внутренние критики молчат!» — восклицает Маттиас. И добавляет: ни один рисунок, даже если кажется, что он не самый удачный, не нужно удалять из скетчбука. Потом можно вернуться, сравнить рисунки и увидеть прогресс — это важно.
Кроме скетчбука, который всякому увлекающемуся рисованием человеку Маттиас рекомендует всегда брать с собой, он рассказывает нам о других своих рабочих инструментах и показывает их. Они просты (компьютерными программами коррекции картинок художник не пользуется): карандаш, перьевая ручка (сразу дорогую нам покупать не рекомендует, можно сначала освоиться с обычной), кисти, акварель, особый мягкий ластик-«клячка». Удивительно мягкой «клячкой» Маттиас охотно делится с желающими — так же, как и секретами поиска вдохновения.
«Бывает, я сижу перед чистыми страницами, и думаю, что не смогу нарисовать уже ничего», — признаётся он. Тогда, по словам художника, надо начать с малого: хотя бы провести линию, или «нарисовать цветочек», или «свинку». «Каждый день я люблю создавать рисунок по впечатлениям, которые получил, например, гуляя»; «Каждое утро я просыпаюсь с идеей грандиозной графической новеллы, но, как правило, всё заканчивается одним забавным рисунком»; «Я делаю зарисовки, отталкиваясь от реальности, но люблю использовать нереалистичные детали, соединять несоединимое». Каждый совет иллюстрируется картинкой на стене, и мы постоянно хохочем: рисунки Маттиаса при всей сложносочинённости действительно очень забавные. «На самом деле, мне больше по душе истории, скрывающиеся в одной картинке. Так в рисунок можно уместить много шуток. Когда я заканчиваю работу над картинкой, я порой и не помню, какие шутки и забавные детали я там нарисовал, и бываю приятно удивлён, просматривая их вновь», — признаётся Маттиас, смеясь вместе с нами над очередным внезапно выглянувшим из-за угла роботом или домом, превращающимся в слона.
Но большую часть нашего мастер-класса мы всё же рисуем сами — и разбираем потом свои работы вместе с учителем. Задания с первого взгляда могут показаться простыми (мы вспоминаем и рисуем нашу детскую комнату), но при этом учат нас изображению, например, перспективы или способам штриховки. Некоторые — сначала ставят в тупик. Как вам: «Нарисуйте француза, который злится на немца, который любит русского медведя, который думает только о рыбе»! Мы делаем совместные скетчи, рисуем «то, чего никогда не рисовали раньше», запечатлеваем на листе свой завтрак и попутчика, встреченного по дороге на урок. По завершению каждого задания — просмотр: все рисунки на полу, мы, вместе с Маттиасом — вокруг: обсуждаем, рассматриваем, опять смеёмся. Учитель отмечает что-то в каждой работе — и находит время после уроков для личной консультации каждому.
Кульминацией и финалом мастер-класса становится рисование «перекрестных блиц-портретов». В заботливо приготовленных для нас учителем рукотворных мини-книжечках-скетчбуках, меняясь парами каждые две минуты, мы рисуем друг друга — Маттиас участвует в блице на равных. Коллекция твоих портретов работы каждого из студентов, бок о бок с которыми прошли эти три насыщенных дня, и твой портрет работы Маттиаса Адольфссона тут же — отличная память о мастер-классе, оставляющем ощущение целого курса учёбы.
Автор текста: Наталья Пыхова