Стэнли Спенсер — английский художник, представитель магического реализма, мастер жанрово-бытовой картины. Родился 30 июня 1891 года в Кукэме, графство Беркшир, в Англии.
Спенсер получил образование мейденхедском техническом колледже. В 1908 году, благодаря назначенной стипендии, поступает в лондонскую Школу изящных искусств Слейд, в которой учился до 1912. Во время учёбы Спенсер познакомился с художниками Полом Нэшем, Кристофером Невинсоном, Уильямом Робертсом, Марком Гертлером и Дэвидом Бомбергом. Впоследствии, в 1920-х годах, Спенсер вместе с Нэшем, Тонксом, Гертлером и Дунканом Грантом вступают в Ново-английский художественный клуб. Спенсер получил от сокурсников прозвище “Кукхем”, потому что, будучи студентом дневного отделения, каждую ночь возвращался в свой родной город. В Слейде Спенсер учился под руководством Генри Тонкса, причём довольно успешно: его картина «Рождество»(1912) была отмечена рядом премий. Художник также участвовал в этапной Второй выставке постимпрессионистов Роджера Фрая.
Стенли Спенсер был виртуозом академического рисунка. Стал известен благодаря своим магико-реалистическим полотнам, в которых соединяются современные бытовые детали и мистические видения. Спенсер писал пейзажи, бытовые сцены, часто с сатирическими оттенками.
Куда бы ни бросала Стэнли Спенсера судьба, он неизменно возвращался в своем творчестве в спасительную триаду детства – Библия, природа и Кукхэм. Спенсер редко выносил происходящие на полотне события за пределы родного городка Кукхэма-на-Темзе. Это небольшое село в Беркшире воплощало для него вселенную, “небесную деревню” и было местом действия большинства работ. Спенсер вписывал библейские сюжеты в привычный фон своей деревни, представляя евангельских героев в облике односельчан и друзей. Даже эпохальные сцены Библии — “Воскресение”, “Несение креста”, “Тайная вечеря” — Спенсер разыгрывает в пространстве Кукхэма. Соединение реальных, часто биографических, деталей с мистическими видениями и фантазиями пронизывает все его творчество. “Разделенное объединилось во мне”, – писал художник, пытаясь сплавить в своих холстах предельно земное, плотское и небесное, субъективное и общечеловеческое, религию и секс, реальное и воображаемое, сакральное и языческое.
Раннее творчество показывает широкий диапазон влияний, от живописи эпохи Возрождения, до прерафаэлитов и постимпрессионизма. К этому времени Спенсер твердо установил место своего рождения центром своей духовной вселенной. Он писал: “Когда я оставил Слэйд и вернулся в Кукхем, я вошел в своего рода земной рай”. Его идеи разворачивались и воплощались в многочисленных заказах, но вмешалась Первая Мировая Война. Во время войны Спенсер служил медицинским дежурным в пехоте. В 1918 году был назначен официальным военным художником. По возвращении с войны художник понял, что не способен дописать незавершённые картины. Война изменила его, лишила чувства безопасности.
В его работах появляются две новые глубокие темы: сексуальная любовь и смерть. Смерть появляется в работах о воинах, раненных и умирающих солдатах. В Бёрклере(графство Хэмпшир) Спенсер создал росписи военных фресок “Все души”, отражающие его участие в Первой мировой войне. То, что он видел и пережил в годы Первой Мировой Войны, легло в основу росписей Сандхемской мемориальной часовни. Спенсер черпал вдохновение во фресках Джотто, в течение семи лет(1927-1932 годы) создал для Сандхемской часовни 19 масштабных композиций — с кульминационной сценой “Воскресение солдат”. Антивоенные картины художника напрочь лишены фальшивого ангажированного пафоса, в них нет героических свершений и подвигов, сцен битв, атак, взрывов и жестокостей войны. Свое осуждение, неприятие войны и насилия он выражает тем, что попросту исключает их из своих полотен. Подвиг этих солдат по Спенсеру состоит в том, что они остались живы и, вопреки бессмысленной бойне, бушующей где-то рядом, пьют чай, наслаждаются сэндвичами с джемом, моются, застилают чистое белье — простые житейские мелочи возвышаются до небесных радостей. Художник называл сандхемские работы “симфонией в ломтике бекона”, “облигато в заваривании чая”, “раем в аду войны”.
В его детальных композициях мало внимания уделяется перспективе, человеческие фигуры обобщены.
После женитьбы на художнице Хильде Карлайн, в картинах Спенсера появляется тема эротической любви. Второй супругой художника стала Патрисия Прис. Портреты Патрисии, включая “ню” и автопортреты причисляются к самым талантливым картинам английской живописи.
Во время Второй Мировой Войны Спенсера мобилизовали как военного художника. После 1945 года он жил уединённо и работал в Кливедене. В 1950 годы стал командором ордена Британской Империи, в этом же году был принят в члены Королевской Академии художеств. С 1958 года Стенли Спенсер — почётный доктор искусств Саутгемптонского университета. В том же году посвящён в рыцари в Букингемском дворце.
В последние годы большое место в творчестве Спенсера занимала религиозная тематика. Он создал множество религиозных ансамблей, которые оказались более важными для его творчества, чем портреты и пейзажи. Несколько раз Спенсер обращался к теме “Воскресения”(1923-1926, 1945-1950). Наиболее яркие работы — “Христос, несущий крест”(1920), “Воскрешение”(1923-27); фрески часовни Всех Душ в Бургклере, Беркшир; “Восстановление”, “Дерево Юбилея”, “Рождественские чулки”.
Спенсер осознанно дистанцировался от модернистских движений своего времени. Остался приверженцем фигуративной живописи, соединил реалистическое начало, насыщеное точными деталями быта, и символически-условный неопримитивистский подход к трактовке цвета и формы. Использовал опыт раннего Возрождения и прерафаэлитов. “Как если бы прерафаэлиты обменялись рукопожатием с кубистами» — так остроумно охарактеризовал критик самобытный стиль художника.
Основная идея творчества Спенсера — объединяющая любовь и всеобщее воскресение — уникальна в своей сущности в английском искусстве XX века. Постижение Бога и божественной благодати через духовное и физическое освобождение человека составляет основу религиозно-философского восприятия художника. В его искусстве эти идеи часто предстают в гротескной, фантасмагорической форме.
К искусству Спенсер подходил как к инструменту для передачи чувств, мыслей, впечатлений от пережитого. Переносил их на холст, окрашивая своей яркой фантазией, окутывая мистическим ореолом. События личной жизни, люди, с которыми он жил и встречался, места, где побывал всегда были главным содержанием его искусства. Окружавший художника мир был далёк от совершенства, на картинах он создавал собственный. В этом мире для каждого было искупление, а ординарные предметы превращались в небесные знамения. При помощи живописи Спенсер преобразовывал реальность, создавал из той, где жил ту, в которой хотел бы жить. Спенсер именовал себя “верховным жрецом” своего искусства, “первосвященником” созданных им эзотерических мистерий, единственным, кто до конца знает реальное значение, спрятанное в работах.
Спенсер в последние годы жил в Кукхэме, который обессмертил своими работами. В описаниях биографов перед нами предстает тщедушный старик, бредущий со старой коляской, из которой торчат подрамник с холстом, краски и кисти. Эту побитую временем коляску сегодня можно увидеть в кукхэмской Галерее Стэнли Спенсера, посвященной жизни и творчеству одного из самых любимых британских художников минувшего столетия, автору странных интригующих картин.