Стэнли Спенсер — английский художник Первой и Второй Мировых Войн

Стэнли Спенсер — английский художник, представитель магического реализма, мастер жанрово-бытовой картины. Родился 30 июня 1891 года в Кукэме, графство Беркшир, в Англии.

Автопортрет
Автопортрет
Воскресение солдат
Воскресение солдат

Спенсер получил образование мейденхедском техническом колледже. В 1908 году, благодаря назначенной стипендии, поступает в лондонскую Школу изящных искусств Слейд, в которой учился до 1912. Во время учёбы Спенсер познакомился с художниками Полом Нэшем, Кристофером Невинсоном, Уильямом Робертсом, Марком Гертлером и Дэвидом Бомбергом. Впоследствии, в 1920-х годах, Спенсер вместе с Нэшем, Тонксом, Гертлером и Дунканом Грантом вступают в Ново-английский художественный клуб. Спенсер получил от сокурсников прозвище “Кукхем”, потому что, будучи студентом дневного отделения, каждую ночь возвращался в свой родной город. В Слейде Спенсер учился под руководством Генри Тонкса, причём довольно успешно: его картина «Рождество»(1912) была отмечена рядом премий. Художник также участвовал в этапной Второй выставке постимпрессионистов Роджера Фрая.

Г-жа Франк
Г-жа Франк
Г-Жа Линда Мало Браун
Г-Жа Линда Мало Браун
Доктор Осмунд Франк
Доктор Осмунд Франк
Деревенская девушка
Деревенская девушка
Дафна Спенсер
Дафна Спенсер
Портрет Хильды Карляйн
Портрет Хильды Карляйн

Стенли Спенсер был виртуозом академического рисунка. Стал известен благодаря своим магико-реалистическим полотнам, в которых соединяются современные бытовые детали и мистические видения. Спенсер писал пейзажи, бытовые сцены, часто с сатирическими оттенками.

Страсть
Страсть
Сознание
Сознание
Блаженство
Блаженство

Куда бы ни бросала Стэнли Спенсера судьба, он неизменно возвращался в своем творчестве в спасительную триаду детства – Библия, природа и Кукхэм. Спенсер редко выносил происходящие на полотне события за пределы родного городка Кукхэма-на-Темзе. Это небольшое село в Беркшире воплощало для него вселенную, “небесную деревню” и было местом действия большинства работ. Спенсер вписывал библейские сюжеты в привычный фон своей деревни, представляя евангельских героев в облике односельчан и друзей. Даже эпохальные сцены Библии — “Воскресение”, “Несение креста”, “Тайная вечеря” — Спенсер разыгрывает в пространстве Кукхэма. Соединение реальных, часто биографических, деталей с мистическими видениями и фантазиями пронизывает все его творчество. “Разделенное объединилось во мне”, – писал художник, пытаясь сплавить в своих холстах предельно земное, плотское и небесное, субъективное и общечеловеческое, религию и секс, реальное и воображаемое, сакральное и языческое.

Святой Франциск проповедует птицам
Святой Франциск проповедует птицам
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Сельские жители и святые
Сельские жители и святые
Поднятие лебедей в Кукхэме
Поднятие лебедей в Кукхэме

Раннее творчество показывает широкий диапазон влияний, от живописи эпохи Возрождения, до прерафаэлитов и постимпрессионизма. К этому времени Спенсер твердо установил место своего рождения центром своей духовной вселенной. Он писал: “Когда я оставил Слэйд и вернулся в Кукхем, я вошел в своего рода земной рай”. Его идеи разворачивались и воплощались в многочисленных заказах, но вмешалась Первая Мировая Война. Во время войны Спенсер служил медицинским дежурным в пехоте. В 1918 году был назначен официальным военным художником. По возвращении с войны художник понял, что не способен дописать незавершённые картины. Война изменила его, лишила чувства безопасности.

Чтение карты
Чтение карты
Солдаты умываются
Солдаты умываются
Прибытие транспорта с ранеными на перевязочный пункт Сентябрь 1916.
Прибытие транспорта с ранеными на перевязочный пункт Сентябрь 1916.

В его работах появляются две новые глубокие темы: сексуальная любовь и смерть. Смерть появляется в работах о воинах, раненных и умирающих солдатах. В Бёрклере(графство Хэмпшир) Спенсер создал росписи военных фресок “Все души”, отражающие его участие в Первой мировой войне. То, что он видел и пережил в годы Первой Мировой Войны, легло в основу росписей Сандхемской мемориальной часовни. Спенсер черпал вдохновение во фресках Джотто, в течение семи лет(1927-1932 годы) создал для Сандхемской часовни 19 масштабных композиций — с кульминационной сценой “Воскресение солдат”. Антивоенные картины художника напрочь лишены фальшивого ангажированного пафоса, в них нет героических свершений и подвигов, сцен битв, атак, взрывов и жестокостей войны. Свое осуждение, неприятие войны и насилия он выражает тем, что попросту исключает их из своих полотен. Подвиг этих солдат по Спенсеру состоит в том, что они остались живы и, вопреки бессмысленной бойне, бушующей где-то рядом, пьют чай, наслаждаются сэндвичами с джемом, моются, застилают чистое белье — простые житейские мелочи возвышаются до небесных радостей. Художник называл сандхемские работы “симфонией в ломтике бекона”, “облигато в заваривании чая”, “раем в аду войны”.
В его детальных композициях мало внимания уделяется перспективе, человеческие фигуры обобщены.

Омовение
Омовение
Осмотр
Осмотр
Конвой раненых солдат прибывающих к воротам больницы Бофорта
Конвой раненых солдат прибывающих к воротам больницы Бофорта

После женитьбы на художнице Хильде Карлайн, в картинах Спенсера появляется тема эротической любви. Второй супругой художника стала Патрисия Прис. Портреты Патрисии, включая “ню” и автопортреты причисляются к самым талантливым картинам английской живописи.

Обнажённая
Обнажённая
Голая баранья нога. Автопортрет с женой
Голая баранья нога. Автопортрет с женой
Автопортрет с Патрисией Прис
Автопортрет с Патрисией Прис

Во время Второй Мировой Войны Спенсера мобилизовали как военного художника. После 1945 года он жил уединённо и работал в Кливедене. В 1950 годы стал командором ордена Британской Империи, в этом же году был принят в члены Королевской Академии художеств. С 1958 года Стенли Спенсер — почётный доктор искусств Саутгемптонского университета. В том же году посвящён в рыцари в Букингемском дворце.

Мост
Мост
Маки
Маки
Любовные письма
Любовные письма
Луг Беллроп в Кукхэме
Луг Беллроп в Кукхэме
Ракитник
Ракитник
Кукхэм. Цветы в окне
Кукхэм. Цветы в окне

В последние годы большое место в творчестве Спенсера занимала религиозная тематика. Он создал множество религиозных ансамблей, которые оказались более важными для его творчества, чем портреты и пейзажи. Несколько раз Спенсер обращался к теме “Воскресения”(1923-1926, 1945-1950). Наиболее яркие работы — “Христос, несущий крест”(1920), “Воскрешение”(1923-27); фрески часовни Всех Душ в Бургклере, Беркшир; “Восстановление”, “Дерево Юбилея”, “Рождественские чулки”.

Христос несущий крест
Христос несущий крест
Христос в пустыне. Молитва
Христос в пустыне. Молитва
Христос в пустыне. Лисы
Христос в пустыне. Лисы

Спенсер осознанно дистанцировался от модернистских движений своего времени. Остался приверженцем фигуративной живописи, соединил реалистическое начало, насыщеное точными деталями быта, и символически-условный неопримитивистский подход к трактовке цвета и формы. Использовал опыт раннего Возрождения и прерафаэлитов. “Как если бы прерафаэлиты обменялись рукопожатием с кубистами» — так остроумно охарактеризовал критик самобытный стиль художника.

Рабочий в доме
Рабочий в доме
У пианино
У пианино
Хильда и я в Бургклере
Хильда и я в Бургклере
Укладывание спать
Укладывание спать

Основная идея творчества Спенсера — объединяющая любовь и всеобщее воскресение — уникальна в своей сущности в английском искусстве XX века. Постижение Бога и божественной благодати через духовное и физическое освобождение человека составляет основу религиозно-философского восприятия художника. В его искусстве эти идеи часто предстают в гротескной, фантасмагорической форме.

Ангелы Апокалипсиса
Ангелы Апокалипсиса
Христос проповедующий на Кукхэмской регате
Христос проповедующий на Кукхэмской регате
Христос проповедующий на кукхэмской регате. Девушки
Христос проповедующий на кукхэмской регате. Девушки
Выбирая платье
Выбирая платье
Застёгивая воротник
Застёгивая воротник

К искусству Спенсер подходил как к инструменту для передачи чувств, мыслей, впечатлений от пережитого. Переносил их на холст, окрашивая своей яркой фантазией, окутывая мистическим ореолом. События личной жизни, люди, с которыми он жил и встречался, места, где побывал всегда были главным содержанием его искусства. Окружавший художника мир был далёк от совершенства, на картинах он создавал собственный. В этом мире для каждого было искупление, а ординарные предметы превращались в небесные знамения. При помощи живописи Спенсер преобразовывал реальность, создавал из той, где жил ту, в которой хотел бы жить. Спенсер именовал себя “верховным жрецом” своего искусства, “первосвященником” созданных им эзотерических мистерий, единственным, кто до конца знает реальное значение, спрятанное в работах.

Питомник
Питомник
Воскресение
Воскресение
Воскресение
Воскресение
Воскрешение в Кукхэме
Воскрешение в Кукхэме
Конвой раненных
Конвой раненных

Спенсер в последние годы жил в Кукхэме, который обессмертил своими работами. В описаниях биографов перед нами предстает тщедушный старик, бредущий со старой коляской, из которой торчат подрамник с холстом, краски и кисти. Эту побитую временем коляску сегодня можно увидеть в кукхэмской Галерее Стэнли Спенсера, посвященной жизни и творчеству одного из самых любимых британских художников минувшего столетия, автору странных интригующих картин.

Автопортрет
Автопортрет
Глостершир
Глостершир
Сирень и клематис
Сирень и клематис
Пробуждение
Пробуждение
Поклонение подсолнухам и собакам
Поклонение подсолнухам и собакам
Побудка
Побудка
Пейзаж с магнолией
Пейзаж с магнолией
ПЕйзаж в северном Уэльсе
ПЕйзаж в северном Уэльсе
Обрезанные тисы
Обрезанные тисы
Кровать решений
Кровать решений
Красный дом Вангфорд
Красный дом Вангфорд
Дом в Кукхэме
Дом в Кукхэме
Глициния в Кукхэме
Глициния в Кукхэме
Глициния
Глициния
Газон перед отелем
Газон перед отелем
Пробуждение
Пробуждение
Вид с моста. Кукхэм
Вид с моста. Кукхэм
Вид на сад в Кукхэме
Вид на сад в Кукхэме
Сад камней в Кукхэме
Сад камней в Кукхэме
Орхидеи, лилии и пальмы
Орхидеи, лилии и пальмы
Лилии. Кукхэм
Лилии. Кукхэм
Вид на сад
Вид на сад
Кукхэм
Кукхэм