Жан Эдуар Вюйар — французский художник, представитель символизма и модерна.
Ранние работы во многом близки творческой манере голландских мастеров 17 века («Стакан воды и лимон»). Впоследствии в картинах художника все больше проявляются черты импрессионизма. Типичные черты полотен Вюйара – камерные сцены, образы сливаются с фоном, неотделимы от него, образы нарочито размыты, что усиливает их таинственное обаяние. Художник мастерски использует цветовые созвучия, оригинально подбирая их. Изображая повседневную жизнь, Вюйар представлял ее как нечто таинственное и увлекательное. Нередко персонажами его работ становились родственники («Мадам Вюйар за шитьем»).
Характерна тяга к мягким, немного приглушенным тонам или полутонам, сочеталась с небольшими вставками черных и темных цветов, особенно это ярко было выражено в его интерьерах и изображениях садов.
Вюйар работал в самых разных жанрах: писал интерьеры, портреты, натюрморты, декоративные панно. Также, он был страстным фотографом и оставил огромный фотоархив (более двух тысяч единиц). Много лет (практически всю жизнь) вел дневники, и они сохранились.
Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады. Увлеченно работал в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в «ковровые» красочные арабески. Выступал как сценограф, в частности, сотрудничал в конце 1910 — начале 1920-х годов с антрепризой С.П. Дягилева. В поздний период писал светские портреты.
Он использовал всевозможные живописные техники: масло, клеевые краски (чаще всего — distempera, краску на клее из вываренной шкурки кролика), рисунок, гравюру.
Вюйар родился 11 ноября 1868 года в Кюизо. Его отец был капитаном в отставке. В 1878 году семья Вюйара переезжает в Париж. В лицее Кондорсе, где однокашниками Эдуара были Морис Дени и Кер-Ксавье Руссель (в будущем также живописец и муж старшей сестры Вюйяра), он утвердился в своем желании стать художником. Он поступает сначала в художественное училище, где встречает Пьера Боннара, а затем в парижскую академию Жюлиан. Уже во время обучения в лицее, Вюйар встречает тех людей, с которыми его впоследствии будут объединять похожие взгляды (Ксавье Руссель, Люнье-По, Морис Дени). Изначально предполагалось, что Эдуард станет военным, но, во многом из-за влияния Ксавье Русселя, Вюйар в 1889 году поступает в Школу изящных искусств.
В 1888 году Вюйар вместе с Кер-Ксавье Русселем и Морисом Дени организует группу «Наби». Со следующего года его работы постоянно появляются в Салоне. Первая личная выставка художника состоялась в 1891 году в редакции издания «Ревю Бланш», с которым художник сотрудничал в течение нескольких лет. С редактором этого журнала, Таде Натансоном, Вюйар долгое время дружил.
Вюйара, а также таких членов группы, как Валлотон и Боннар, называли интимистами; впрочем, это объединение условно, все трое — художники с весьма разными манерами письма. Вообще, «Наби» не были «жесткой» группировкой: к 1900 году их уже объединяла разве что общая память. А для Вюйара именно 1890-е годы были исключительно важным периодом творчества: именно тогда он и состоялся как художник со своим видением мира, своими темами и своим «почерком».
Сначала он писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились все больше и больше, и, наконец, выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Все это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции.
Он много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы: Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани.
Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы, вибрирующих красок, преимущественно родственных друг другу переходных оттенков.
Вюйар был популярным портретистом. Любопытно, что сам он настаивал на том, что пишет не портреты, а «людей в их окружении». И в самом деле: «окружение» его героев и героинь почти всегда имеет самостоятельную ценность, так что художественная задача автора, как правило, не сводится к портрету.
Внимание Вюйара привлекают: цвет платья модели, общий колорит интерьера, тени на скатерти, орнамент занавесей и ковров, картины на стенах, — притом вещи изображены не в качестве «знаков» профессии или символов общественной роли, а как эстетически самоценные формы.
В 1893 году Эдуар плодотворно сотрудничает с еще одним своим приятелем Люнье-По в символистском Театре творчества. Вюйар принимает участие в постановке мизансцен, создании декораций.
В этот период Вюйар знакомится с Маларме и Тулуз-Лотреком. Часть мотивов своего творчества художник перенимает из японской гравюры, которой он увлекся вместе со своим товарищем Боннаром. Именно этому искусству картины Вюйара обязаны интимными, камерными темами и пластическим способом их воплощения. В целом, Боннара и Вюйара объединяет некоторая общность тем и мотивов.
Современник Вюйара, известный художественный критик Юлиус Мейер-Грефе, однажды заметил, что в работах Вюйара всегда есть некая тайна: можно иметь у себя в доме его картину хоть целый месяц, а потом вдруг обнаружить «где-то в уголке новое лицо, да не просто лицо, а целый рассказ!».
Художник увлеченно работал также в сфере настенной живописи, создавая масштабные декоративные композиции (Сад Тюильри, панно для дома А.Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра Елисейских полей, 1913; росписи в Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале 1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его характерных станковых произведений: “В постели” (1891, Национальный музей современного искусства, Париж), “В комнате” (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург), цикл “Сады Парижа” (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и другие собрания), “Супружеская жизнь” (ок. 1900, частное собрание, Париж), “Дамы Натансон за вышиванием на веранде” (1913, музей Орсе, Париж)
.
Вся долгая жизнь Вюйара была связана с уютным миром женщин, нарядов, драпировок, тесных квартирок и маленьких площадей. Он его не расширял, а углублял и исследовал, и в этом проявился его талант.
Эдуар жил с матерью до 60 лет, до самой ее смерти. Она была портнихой и немного модисткой, и потому с ранних лет Эдуара окружал мир тканей и нарядов. Это ему нравилось. Он был тихим, симпатичным человеком, но иногда его переполняли эмоции, которые требовали творческого выхода.
После Первой мировой войны в его творчестве доминируют, главным образом, женские портреты на которых дамы света. Его работы спокойны и солидны. Всего он создал более 3000 картин.
Умер Эдуар Вюйар в Бретани, перед самой Второй мировой войной 21 июня 1940 года.
Текст подготовила Валерия Ольховская