Татьяна Дручинина – художница из Казани, которая нашла свою мечту и вдохновение на далекой Кубе. Она окончила отделение станковой живописи Казанского художественного училища, участвовала в нескольких, по ее собственным словам, «сомнительных» выставках в Казани, Москве и Мексике, а потом влюбилась в кубинскую музыку, начала учить испанский язык и заниматься танцами.
Образ Кубы пришел в ее работы раньше, чем в реальную жизнь. Сначала Татьяна стала рисовать картины на «кубинскую» тему, затем съездила в эту страну и уже не смогла жить без нее. Сейчас Татьяна замужем за кубинцем, бóльшую часть года проводит в Гаване и иногда приезжает в Москву – в частности, чтобы вести курс масляной живописи в Bratec Lis School. Мы попросили Татьяну рассказать нам о себе, своем творческом кредо и преподавательском опыте.Первую полноценную картину я написала в девятнадцать лет, это был автопортрет в костюме клоунессы, и через пару месяцев ее купила одна мамина клиентка, чтобы украсить свою квартиру. Моя мама – дизайнер по интерьерам. Я считаю, что лучшего начала и быть не могло. И мне всегда очень радостно, когда работы моих учеников, сделанные на уроках, находят своего покупателя.
Я пишу преимущественно маслом, которое я люблю за эластичность, за то, что оно не слишком быстро сохнет, и можно в любой момент оторваться от работы и выпить чашечку кофе или потанцевать. Танцы – это моя вторая страсть после живописи. Когда я не пишу картины, я танцую. Еще мне нравится масло за его запах и за то, что им писали великие художники. Кроме масла я люблю рисовать тушью и пером, а недавно увлеклась акварелью, хотя раньше никогда ее не любила. Но спасибо чудесным испанским художникам-акварелистам, с которыми я познакомилась в Bratec Lis School, за вдохновение: Карлосу Саласару, Мигелю Линаресу и конечно же, моему любимому художнику сейчас – Ноно Гарсиа. Я отлично знаю испанский, поэтому, когда с мастер-классами приезжают испаноговорящие художники, помогаю школе как переводчик. Так что, как ни странно, с этими замечательными акварелистами я познакомилась в Москве – в стенах Bratec Lis School.
Мои вкусы в живописи своеобразны. Я бы с удовольствием поучилась у Яна ван Эйка, Петрова-Водкина и у Фриды Кало. Но при этом я не терплю Рафаэля, Тициана, Делакруа и почти всех русских художников с семнадцатого до начала двадцатого века. Живя на Кубе, я практически перестала смешивать краски: вокруг столько солнца и жизни, что хочется, чтобы цвета на картинах были такими же яркими и чистыми. Поэтому я беру краску и просто накладываю ее на холст. Не люблю эту серую, грязную палитру, которую используют большинство русских художников, она навевает на меня грусть.
Наверное, именно поэтому я очень легко вписалась в кубинскую художественную жизнь. Мне кажется, она мне ближе, чем российская. Все больше и больше меня вдохновляют латиноамериканские художники, мне нравится их стиль, хоть у меня была другая школа и она дала мне много полезного и хорошего. Однажды один мой европейский друг сказал: «Это удивительно, как в твоих картинах гармонично уживается русский стиль живописи с латиноамериканским». Так, наверное, в итоге и случилось: все просто гармонично перемешалось…
Мои самые главные источники вдохновения – это, конечно же, мужчины и любимые страны: Куба, Мексика и Бразилия. Еще меня вдохновляет культура Африки, кофейная тема, ностальгия по месту или по человеку, мечта и сильное желание чего-то. Притом желания самые разные. Иногда это стремление поехать в какую-нибудь далекую страну, а иногда просто секундная потребность съесть кусочек папайи, а я в этот момент не на Кубе, а в Москве. Все это может смешаться, например, с названием рассказа Маркеса, фразой из песни или из романа Жоржи Амаду, воспоминанием о каком-нибудь событии из жизни. А может быть, меня просто вдохновит лежащий на столе экзотический плод, освещенный солнцем, его форма и сочетание его цвета с цветом стола, а за окном – разрушающаяся Гавана, и при этом фоном звучит старинный кубинский сон из соседнего окна… И все это выливается на полотно, становится картиной.
Так устроена моя «творческая мастерская», но при этом я уже давно ничего не пишу и не рисую на бегу с натуры. В поездках я могу делать фото каких-то предметов, деталей домов, растений и зарисовывать идеи и чувства, возникшие на основе увиденного, в блокнот. А уже потом, дома, они становятся основой для большого полотна.
Мне не нравится преподавать детям, и я этого уже не делаю. Может быть, просто потому, что я их не люблю. Для них нужен другой язык, преподавание им – это как форма игры, их нужно уметь увлечь, уметь разговаривать на их языке и просто любить с ними быть. Мне это не интересно. К тому же в моих картинах много секса, эротики. В моем мире нет детей. Мне кажется, я художник и преподаватель для взрослых.
Мои взрослые ученики очень разные. У всех свои способности и навыки. Любого человека можно быстро научить пользоваться красками, сложнее научить творчески думать, видеть вещи под другим углом. Но, в общем, за полгода занятий пару раз в неделю уже может что-то получиться даже у человека, который никогда не брал в руки краски.
Если бы я не была художником, я бы стала, например, танцовщицей, переводчиком с испанского и португальского или писателем. Мне было бы интересно жить на Кубе или в Европе в начале двадцатого века. Впрочем, я и сейчас чувствую себя здесь неплохо.
Работы Татьяны Дручининой:
Текст: Анна Слапиня