20.01.17

Репортаж с мастер-класса «Постановка «графического голоса» с Хавьером Сабалой»

"Не художник выбирает стиль,  а стиль выбирает художника. Это как судьба"


Внешне похожий на знаменитого актера Хавьера Бардема, испанский художник-иллюстратор Хавьер Сабала за 3 дня в Москве успел не только провести мастер-класс в Bratec Lis School, не только раскрыть все карты своей внутренней философии, но и поиграть в снежки с преподавателями Bratec Lis School, а также пожаловаться, что слишком уж холодная зима в России. Зато сам художник излучал горячую испанскую энергию творчества, на которой был построен весь трехдневный мастер-класс по иллюстрации. 


16143275_1251845131551999_6732145635985139608_n.jpg













 "Я люблю развлекаться, работая" — в первые же минуты признался художник. Однако, началось все отнюдь не с развлечений. Первым делом Хавьер познакомился со всеми участниками воркшопа и выяснил у них, каких художников они уважают больше всего и какие цели преследуют. Оказалось, что на мк пришли как новички, так и профессионалы, но у всех с собой были папки или блокноты с работами. Общаясь со студентками, художник называл каждую из них "синьора".

"На моих занятиях по иллюстрации, как правило, больше девочек, чем мальчиков. Хотя, иногда в Испании и бывает, что их 50/50. Я думаю, это потому, что мальчики любят делать все сами, а девочки умеют просить о помощи".

16174880_1251846668218512_6008252743261542563_n.jpg

 "Мы, как капустные листья или шелуха от лука. С самого детства мы накапливаем впечатления от общих вещей. Телевидение, родственники, школа, религия дают нам общие впечатления. Но они хотят нас уровнять. Хотят, чтобы все мыслили одинаково. Но основная задача художника — это изложить что-то свое. Надо вначале понять, что это — не твое. И потом снять. Как снимают шелуху с лука или листья с капусты. Чтоб нести что-то людям, надо добраться до самого дна внутреннего мира. Каждый должен сам за себя сделать эту работу, никто тебе не поможет. Никто не даст вам свободу, вы можете только сами ее взять". 

16195081_1251846161551896_2673373296194247697_n.jpg 

В течении трех дней мастер-класса художник поговорил наедине с каждой участницей и дал индивидуальные комментарии и советы. Но было много и общих советов. Довольно много времени было уделено философии художника. Каждый новый вопрос затрагивал в голове и душе Хавьера какие-то важные моменты, которыми он тут же стремился поделиться со слушателями. 

 "Важно всегда иметь открытыми глаза и открытым ум. И сочетать здравый смысл и интуицию". 

 "Способ познать нас самих не работает так, что я знаю, кто я. А наоборот, глядя на каждую новую работу можно подумать — нет это не я. И каждый раз бороться со своими страхами и принимать решения на пути к поиску самого себя. Все, что мы из себя представляем, надо использовать на пользу нам самим. Главное чтоб не было смертельной скуки".

16265287_1251846911551821_1892385469688787198_n.jpg

 На этом мастер-классе смертельной скуки точно не было, особенно, когда дело дошло до практики. Первым заданием было нарисовать город, но использую для этого минимальные средства. 

16195010_1251845404885305_2230492025143261692_n.jpg

 "Иллюстрировать — это выбирать. Стиль — это ваш голос. Мы выражаем много вещей, используя мало элементов. Эта та же коммуникация, тот же разговор. И важно говорить, а не производить много шума. Графического шумы".

16114680_1251845394885306_8469727525172464030_n.jpg

16174521_1251846541551858_8089783243050841527_n.jpg

16265975_1251848128218366_2907673591539898006_n.jpg

16266302_1251848094885036_3778501664892828493_n.jpg

 Студенты с головой погрузились в работу, используя свои любимые техники.

16174931_1251847114885134_7763648455636976706_n.jpg

А вот про любимые техники Хавьера Сабала мы подробнее узнали во второй день мастер-класса. Художник, словно шаман, колдовал над листами, которые сменяли один другой, а студенты стояли вокруг, загипнотизированные процессом. 

16195761_1251847308218448_4557588447472889922_n.jpg

Хавьер Сабала показывал свои секретные коробочки с веществами, порошками, красками. В одной из скляночек был даже песочек с пляжа Испании, который тоже используется для дела.

14980647_1251847568218422_9215081960890533668_n.jpg

16114874_1251846561551856_6657172749098530252_n.jpg

Перед нами возникали быстрые и супер-эффектные оттиски монотипии, монотипия с трафаретом, дорисовывание, коллаж. На глазах у студентов рождались неожиданные и интересные контрасты. По словам художника, сделать оттиск лошади при помощи монотипии — это просто. Единственное, что нужно уметь — это нарисовать саму лошадь. 

16142563_1251846971551815_9061260105360381501_n.jpg

16298635_1251848108218368_6093501256640262096_n.jpg

 "Техника — это умение повествовать. Рисовать дерево — это не просто рисовать дерево, это — рисовать эмоции".

16266036_1251846264885219_1689803916635007132_n.jpg

16142838_1251845804885265_7248492735482274752_n.jpg

 "Если вам нужно передать факт: Кремль, забор, пейзаж, то стоит взять фото и работать на его основе. Работать надо так: смотреть на эту фотографию пока не запомнишь. А когда запомнишь, воспроизвести этот образ".

16142605_1251846641551848_3970682681756125302_n.jpg

 "Важно, не усложнять нашу жизнь, но к сожалению нам очень нравится усложнять нашу жизнь. Католическая религия говорит, что ты должен работать в поте лица, но это совсем не обязательно. Говорится, что если вещь не дается тебе с трудом, то она нехорошая. Но это неправда. Иллюстрация — это так просто, так здорово и вам еще и заплатят за это".

16265344_1251847561551756_8844560111751848782_n.jpg

 Показывая, как работать в различных техниках, Хавьер Сабала очень хорошо держал внимание публики. 

Спрашивал мнение аудитории, что добавить в эту работу? Птичек, трубочиста, машинку? 

16298543_1251847551551757_4262852261415386765_n.jpg

Одна из участниц мастер-класса Анастасия, заметила, что в иллюстрациях Хавьера редко присутствуют руки. И при первой возможности художник начал при всех рисовать руки, приговаривая: "я сейчас рисую руки, чтоб потом Анастасия не сказала, что на моих работах никогда нет рук". Также в этот день студенты и сами пробовали работать в различных техниках, под руководством мастера.

Но, как истинный шаман, Хавьер Сабала признался, что гораздо лучше работать, когда никого нет рядом. 

16142501_1251847991551713_6149418501028551987_n.jpg

 Третий день своего мастер-класса Хавьер Сабала отвел художественному анализу, сравнив его с метаболизмом в организме человека. От одного художника нужно взять технику, от другого цвета, все переработать и понять, что наше, что не наше. 

Нужно отметить, что с собой в Москву художник привез внушительное количество скетчбуков, которые дал полистать всем желающим, запустив в их головах процесс "художественного метаболизма".

16265669_1251847988218380_5022797304270490260_n.jpg

 "Я терял свежесть, свежесть взгляда, спонтанность. Однажды я решил: все, набросков больше не будет. И уже 20 лет никаких набросков, работы сделаны сразу. Таким образом, все свои силы я могу вкладывать в эти рисунки. Но для вас сейчас зарисовки важны. Все пойдет в дело. Когда-то работа казалась тебе плохой, но возможно, что однажды твоя "плохая" работа тебе понравится".

16143352_1251846411551871_2889940449814738186_n.jpg

 Хавьер поделился со студентами своим взглядом на взаимосвязь художников и иллюстраторов разных эпох. Основной мыслью стала знаменитая  цитата Пикассо — если есть что украсть, я это украду. Помимо Пикассо, студенты увидели работы таких художников, как Диего Ривера, Ван Гога, Марка Шагала, Кветы Паковски.

16195452_1251846251551887_8177658649811312835_n.jpg

 "Если разрежем дерево, увидим кольца, так и видно, какие курсы человек прошел, какой художник на него повлиял".

 "Если я один раз вижу изображение, оно навсегда остается в моей голове".

 "Художник готов к иллюстрированию книги только тогда, когда он ее закончил. Это абсолютно точно".

16194896_1251847008218478_8139087940316206265_n.jpg

 "Как мы смотрим книгу? Вначале внимательно рассматриваем обложку. Потом листаем. И тут начинается магия. Магия сочетания текста и картинок!Помните, магия для каждого своя".

 "Иллюстрирование — это как театр. Иногда это опера, иногда дуэт, иногда хор. И в музыке и в иллюстрации очень важна тишина. Белый лист, то чего нет — это тоже очень важно".

16114930_1251846051551907_8607528400793564185_n.jpg

 По мнению Хавьера Сабала, иногда талантливые художники пользуются так называемой "эмоциональной концептуализацией". Это означает — прийти к идеи, отталкиваясь от эмоции. Такой художник не иллюстрирует, он вспоминает.

Широко использует все, что было в жизни.

Это его эмоциональная база.

Это идет от сердца.

И нужно создать такую свою личную базу, личное пространство. Иначе его для вас создадут другие. 

16195796_1251846974885148_5762948136169281994_n.jpg

16266172_1251846178218561_5894176586857390402_n.jpg

 "Важно найти своего внутреннего мальчика, своего внутреннего художника, их может быть много и в каждый момент и для каждой книги стоит выбрать разного".

 По итогу трехдневного мастер-класса все сделали несколько готовых работ, овладели новыми техниками и познакомились с обаятельным и интересным художником и человеком Хавьером Сабала. 

16142831_1251848868218292_6305897642159316537_n.jpg 

Отзыв одной из участниц мастер-класса, которая пожелала остаться анонимной: 

 "Он очень естественный, не старается угодить. Просто показывает себя. Сразу видно, мудрый опытный мужчина. Тигр. Его скетчбуки все о нем говорят, вон там сколько женщин нарисовано. Огонь! Сильная личность и настоящий профессионал в рисовании. И секси-шмекси. И здоровый цинизм! У него действительно к каждому индивидуальный подход, но при этом отлично гнет свою линию".

16266039_1251848508218328_7600648894214015403_n.jpg

 "Не художник выбирает стиль,  а стиль выбирает художника. Это как судьба". — Хавьер Сабала. 


Bratec Lis School
20—22 января 2017
текст: Нина Стадник
фото: Катерина Топская


 

  

Возврат к списку