Отчет о мастер-классе "Акварельная живопись с Атанасом Мацуревым " (Москва, 26-28 октября 2012)
26-28 октября в Москве состоялся мастер-класс «Акварельная живопись с Атанасом Мацуревым». Мастер-класс проходил на территории международной ассоциации «Союз дизайнеров» по адресу Большой Кисельный переулок, д. 5. Место само по себе очень приятное, здание «Союза дизайнеров» находится в одной из небольших усадьб, построенных в 19 веке. Провел мастер-класс прекрасный художник из Болгарии Атанас Муцурев, живописец, акварелист, реалист.
Целью мастер-класса было познакомиться с уникальной техникой акварели в которой работает Атанас Мацурев, изучить технические приёмы и подходы к натуре, которыми пользуется художник, научиться передавать различные текстуры материалов – стекло, дерево, металл.
На протяжении 3-х дней мастер класса участники имели возможность наблюдать мастера в работе, обучение было построено так, что в первой половине дня Атанас писал натюрморт, в ходе чего объяснял и показывал живописные техники, которые он использовал для создания фактур и света и материальности предметов.
В первый день мастер-класса Атанас провёл ознакомительную лекцию, в которой говорил о свойствах акварели, цвете, рассказывал о типах бумаги, о красках и кистях.
Атанас привёз с собой разные образцы бумаги: бумага горячего прессования, холодная прессования, зернистая. Рассказывая о каждом образце, о каждом типе и о каждой марке, Атанас тестировал бумагу разными способами, показывая, как ведёт себя бумага того или иного качества в работе при разных акварельных техниках: сухая кисть, по сырому, набрызг и процарапывание. Атанас показал нам несколько образцов очень старой и дорогой бумаги, изготовленной вручную, на которой и рисовать даже страшно, такую бумагу уже саму по себе можно созерцать, как произведение искусства.
Очень вдохновляющая часть лекции была об эффектах с акварелью. Атанас процарапывал нанесённую краску, смывал и наносил снова, делал набрызги и оттиски, размазывал пальцами и тут же невнятные пятна оживали и превращались то в сухую траву, то в мех, то небольшой пейзаж… В общем, желание по скорее взяться за кисти и краски, чтобы попробовать так же смело применить все показанные техники было максимальном) Материал в руках у Атанаса оживает, становится пластичным, тёплым, можно сказать, что Атанас не пишет красками, он вдыхает в них жизнь, Атанас лепит свою натуру…
Не менее интересным было узнать о дополнительных приспособлениях, которые Атанас использует в работе, это гуммиарабик, бычья желчь, маскировачная жидкость, тут уже пошли тонкости, использование этих средств, требует осмысленного, можно сказать стратегического подхода к работе, можно сказать, это уже более продвинутый уровень.
Коллекция кистей Атанаса нас просто зачаровала, затаив дыхание, мы рассматривали кисти, среди которых на ряду с довольно стандартным, так сказать, базовым набором: белка, колонок, - присутствовали довольно экзотические кисти из волка и из козы, а также кисть для покраски из хозяйственного магазина) Кисти были круглые, плоские и даже прореженные, потом, когда на третий день мастер-класса мы рисовали дрова, как раз такие прореженные кисти мы использовали.
В этот же день состоялся первый практический урок. Первый натюрморт. Несколько тыкв, большие и маленькие, целые и разрезанные. Задача состояла в том, чтобы суметь передать тонкую разницу в цвете и фактурах всех представленных объектов. Каждая из тыкв имеет свою фактуру, одновременно гладкую, как бы восковую и в то же время пупырчатую, и неуловимо, ньюансно отличается от остальных по цвету. Вначале натюрморт писал Атанас, потом участники.
Второй день мастер-класса. Пишем стекло, воду и металл.
Атанас очень детально и скрупулезно делает рисунок, под живопись. Тщательно находит место под каждый блик, отмечает рефлексы и отражения. Интересно, что при таком скрупулезном подходе работы Атанаса в итоге не получаются сухими или безжизненными. Работы Атанаса живые, в каждой из них есть душа, даже если он рисует просто камни на песке или обычную жестяная кастрюля на кухонном столе.
После демонстрации Атанаса участники приступили к самостоятельной работе над натюрмортом, конечно же, под чутким руководством Мастера.
Третий день. Подведение итогов. Натюрморт с дровами и уже «старой знакомой» тыквой. Атанас поставил натюрморт на фоне очень красивой тёмно-брусничной атласной драпировки, на фоне которой очень эффектно смотрелась вязанка дров и огромная тыква. Ни дать ни взять атрибуты Золушки). Получилось очень красиво. На первый взгляд казалось, нарисовать дрова со всеми этими фактурами: волокнистые и светлые фактуры на срезах и такая шершавая и сложно-живописная в области поверхности – задача из невыполнимых. Но после ясного и четкого объяснения с наглядной демонстрацией, на мой взгляд, с дровами справились все. Работы получились у всех очень разные, но очень интересные, в каждой работе было чем восхититься.
В конце каждого дня мастер-класса Атанас делал обзор работ с комментариями. Мне кажется, мы его не разочаровали) Так же, как и он нас. Честно говоря, мы все под впечатлением от личности Атанаса, это настоящий Мастер с большой буквы, большой художник и очень тонкий, сердечный человек.
Видео-отчет о мастер-классе
Ближайшие события
Мини-курс «Знак, символ, архетип в визуальном искусстве» с Анастасией Чермантеевой
3 августа - 7 сентября 2024
Подписка на рассылку школы