Три дня обнажённой натуры, акварели и Александра Воцмуша
Три дня участники мастер-класса «Нюдни» под руководством Александра Воцмуша учились быстро писать акварелью обнажённую натуру.
24, 25 и 26 июля в Bratec Lis School проходил мастер-класс по изображению обнажённой натуры акварелью. Три дня нам позировали разные демонстраторы пластических поз (так, оказывается, «по-настоящему» называются модели), и три дня, с 12 до 18 часов студенты мастер-класса вместе с его ведущим, знаменитым акварелистом Александром Воцмушем, писали акварелью с натуры. Причём — быстро: каждая «сессия» длилась 15-20 минут.
Александр Воцмуш назвал этот мастер-класс «собственноручно« придуманным словом «Нюдни». Вот как он рассказывает об истории появления и этого слова, и самой идеи:
«Два года назад у нас в Деревне художников (в Севастополе, где основное время живёт и работает Александр. — Bratec Lis School) собрались художники, пригласили наших знакомых девчонок — очень таких интересных, чтобы порисовать. Мы с художниками десять дней их рисовали, и потом сделали выставку. Это был первый опыт — мы назвали его «Нюднями». И теперь слово «Нюдни» пришло уже к вам».
Во время мастер-класса Александр Воцмуш не стоит, как это часто бывает с преподавателями, за главным столом в аудитории, а вместе с остальными участниками мастер-класса раз за разом пишет и пишет, создавая работу за работой.
После каждой недлинной сессии, за время которой художники во главе с Александром успевают сделать законченные работы, — коллективный просмотр. Преподаватель выкладывает свои рисунки на пол вместе со всеми, и следует коллективное обсуждение. При первом просмотре Александр обязательно спрашивает каждого участника: «Как давно рисовали? Как часто рисуете?». Он объясняет это так: «Когда человек в последний раз рисовал — это важно. Может, каждый день — не обязательно, но если есть желание — да. Можно рисовать понемногу в блокнотике, а потом через 15 лет возобновить этот кайф — у каждого всё по-разному».
Для каждого участника мастер-класса, обсуждая его работу, Александр Воцмуш находит собственные слова, чтобы и приободрить, и похвалить, и не без юмора указать на то, что требует особого внимания.
«Девушка такая плавучая, как капля...» «Очень хорошо, но чуть посвободней. Видно: рисовать вы умеете!» «Очень нежно. Мне нравится» «Кто автор этого задорного рисунка? Мне нравится! Немножко вибрирует... Акварель должна вибрировать»
Студенты и преподаватель работают очень быстро. При этом Алек андр всё время придумывает новые и новые задания. «Сейчас мы будем рисовать Лену с воображаемыми предметами и персонажами. Например: Лена и зверь! Погнали?».
________________
О художнике:
Александр Воцмуш (Шумцов)
Запоминающийся (и удивительно подходящий носителю) псевдоним Воцмуш Александр Шумцов, по собственным рассказам, придумал «в секунду». «Саша Шумцов родился в 1967-м в Омске, а Аруш Воцмуш — в 1979-м, в общаге ВГИКА». Он появился на висящем на стене листе: студент факультета «Анимация» Шура Шумцов прибил тетрадку к стенке комнаты, предложив всем присутствующим оставить портрет и автограф-«кликуху» в этом «судовом журнале». «И я, не долго думая, перевернул фамилию наоборот, и написал: ВОЦМУШ», — с тех пор, кажется, в его работах всё так и переворачивается, легко, в секунду, «из тени в свет перелетая». Бросив таки в 1991-м ВГИК, до этого окончив Крымское художественное училище, Воцмуш создаёт «живописные акварельные полотна» (художник работает удивительно быстро, готовность работы — «от одной секунды до пяти часов») и графику, пишет песни и сценарии. Член Союза художников России, Международного художественного Фонда, Международной ассоциации художников (UNESCO), проснувшись, ежеутренне играет на гитаре, и полагает, что картиной может стать всё что угодно — от кляксы на полу до самой серьёзной из проблем, заботящих человечество.
_______________
«Нюдни» продолжаются на второй и третий день, сменяются «демонстраторы пластических поз», сменяются демонстрируемые ими позы. Воцмуш и студенты пишут и пишут новые «ню». Преподаватель констатирует: от сессии к сессии, ото дня ко дню можно наблюдать значительный прогресс.
«Без робости! Вообще — побольше страсти и смелости»
«Вы умеете рисовать... Но вы слишком осторожны. Стараетесь не испортить нарисованную девушку. Хорошо! Портите её посмелей!»
«Вот это — весело! Вы же весёлый человек, так?»
«Чуть на грани, чтобы была музыка... Немного — и вдох», — комментарии Александра Воцмуша дают увидеть в нём не только художника, но и музыканта (так оно и есть). «На касание, легко, дайте один звучок»...
____________
Послушать «песенки», сочинённые Александром Воцмушем, посмотреть его клипы, а также — другие акварельные работы, и прочесть интервью с художником можно здесь.
____________
«Очень трепетно и хорошо...» «Делайте это полной красивой кистью, не тюкая!» «Нам нужен цвет, характер кожи, настроение девушки...»
Подходит к концу третий день мастер-класса. Преподаватель выглядит удовлетворённым, участники — тоже.
Говорит Александр:
«Самое главное — прогресс. Приходят любители — любители-художники. Мы общаемся. И ты видишь, как оживает человек, оживает внутри него что-то. Это действительно здорово. Ты сам: Вот это да!.. Порой я сам подсматриваю, как же виртуозно нарисована картина. Вот сейчас я смотрю: есть у нас несколько участниц — это гениально. Работы — в рамочку и в музей; это — шедевры!»
Наш мастер-класс заканчивается небольшим импровизированным концертом: Александр исполняет одну из своих песен, не подпевать — невозможно.