Морская картина на месте замри: «Застывшие мультики» «киношного человека» Александра Воцмуша

Морская картина на месте замри: «Застывшие мультики» «киношного человека» Александра Воцмуша

Александр Воцмуш, творец акварельных пейзажей «с историей», автор песенок про пиратов, русалок и матросов, живописец, за несколько минут превращающий чистый лист в картину-сказку или картину-сценарий сказки, постоянный (и один из самых любимых студентами) преподаватель Bratec Lis School — о масле, гвозде, акварели, о матросах, женщинах, вечеринках и Африке, о способах художественного закаливания, важности ушей и неважности надстроек — в летнем июльском интервью специально для блога Школы.

Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 72х52 см, 2008

Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 72х52 см, 2008

Пираты: начало

«Вначале, когда я был маленький, меня вдохновляли книги, сказки, киносказки, фильмы про приключения. Я смотрел фильм, приходил домой, рисовал парусник, пиратов, потом мы во дворе играли во всё это, лепили солдатиков… В итоге всё это — романтизм, приключения — о сих пор живёт во мне. И уже в жизни, которой я живу сейчас: я много путешествую, вижу много интересного, общаюсь, и всё это в итоге выплёскивается на бумагу. Много что есть сказать, много что видел, и хочется поделиться этим как с самим собой, так и со зрителем».

Александр Воцмуш. Весёлый снежок. Бумага, акварель. 2013

Александр Воцмуш. Весёлый снежок. Бумага, акварель. 2013


О художнике:

Александр Воцмуш (1967, Омск) — современный российский художник, автор «живописных акварельных полотен», масштабных, полупрозрачных, тонких картин, вовсю начинающих «жить собственной жизнью», лишь будучи закончены. О том, как студент ВГИКа Шура Шумцов сделался живописцем Воцмушем, и чему он учил студентов Bratec Lis School — читайте здесь.

Художник Александр Воцмуш

Александр Воцмуш: «Много что есть сказать, много что видел, и хочется поделиться этим как с самим собой, так и со зрителем»

«Хоть гвоздиком на столе нарисуй»

«Мне нравится гелевая ручка. Простой карандаш. Цветные мелки, цветные карандаши. Акварель. Мел (многозначительная пауза, затем — смех). На самом деле, любой материал прекрасен. Главное — немного разбираться в нём и делать то, что тебе хочется. Хоть гвоздиком на столе нарисуй, например, лодочку, птичку — уже будет здорово.

***

«ЛЮБОЙ МАТЕРИАЛ ПРЕКРАСЕН. ГЛАВНОЕ — НЕМНОГО РАЗБИРАТЬСЯ В НЁМ И ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ТЕБЕ ХОЧЕТСЯ»,

— Александр Воцмуш, художник, музыкант

Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 98х61 см, 2008

Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 98х61 см, 2008

Чемодан идей и дама, что забрела с вечеринки в Африку

«У меня всегда есть с собой альбом! Их уже огромный чемодан. Я всегда записываю идеи. А что не записываю, очень сожалею, что не записал. Фразы, картинки, проекты, и в телефоне много… Допустим, беседуем мы где-то на вечеринке, кто-то сказал фразу — и забыл. А я — запомнил! И продолжение уже есть у меня. И я записал. Не записал — сожалею. А потом может быть и песня, и… Вот: «Бродит женщина по местности» — образ можно представить: и получилась песня про Африку. «О бойтесь денег и любви» — фразочка пришла в голову в Монтенегро, тоже получилась песня».

«С иронической точки зрения»

«Концерты даю в Севастополе. Приезжайте. У нас есть группа. Называется «Не остановишь». Молодые музыканты очень клёвые — ну и я. Меня там называют седовласый старец — с иронической точки зрения! А вообще мне нравится и одному, на кухоньке, в трусиках… А потом — вам спеть. А потом — приглашают с концертом. Репетируем… «Олимпийский» — не-ет… Много не надо людей. Главное — чтобы были все свои. Хорошее слово — свои. Понимающие»

Александр Воцмуш. Побудная бригада. Бумага, акварель. 2006

Александр Воцмуш. Побудная бригада. Бумага, акварель. 2006

Между гитарой и кистью

«Часто я работаю вообще без музыки. Поработал. Побряцал. Что-то вышло, встало на свои места (освобождённо распрямляет плечи). Ставлю гитару — рисую дальше. Или — ритм-н-блюз хороший, современный. Не унылый негритянский («у-о-у»), а когда молодые хорошие ребята поют задорные песни»

***

«ВСЁ ЭТО — РОМАНТИЗМ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ — ДО СИХ ПОР ЖИВЁТ ВО МНЕ»,

— Александр Воцмуш, художник, музыкант 

Александр Воцмуш. Подруги и странный человек позади. Акварель, бумага, 96х66 см, 2012

Александр Воцмуш. Подруги и странный человек позади. Акварель, бумага, 96х66 см, 2012

«Арт-шоу» как закаливание

«Элемент шоу — да, есть. Я закаляюсь. Мне надо быть сильней. И мне нравится, когда позади стоят: надо сориентироваться, не облажаться, сделать классно, чтобы и мне тоже понравилось. А элемент шоу всегда есть, и есть элемент хороший, позитивный, а есть — надуманный, неприятный».

Александр Воцмуш. Гусями. Бумага, акварель. 2006

Александр Воцмуш. Гусями. Бумага, акварель. 2006

«А оказывается — она самая главная для тебя»

«Это со временем пришло! Я вначале мучился, не знал, делал всякую фигню, затирал (вжавши голову в плечи, слабо повисшей кистью имитирует неуверенные, робкие движения по бумаге)… Но! — были моменты, когда раз — и «Тыдыдыщ!» Смотрю — классно! Но в это не верил. А спустя годы оказалось, что это — как раз то, что ты есть на самом деле. Бывает, работа тебе нравится, но ты не можешь поверить в то, что она классная. А оказывается — она самая главная для тебя. В чём не уверен — лучше не рвать. Отложить. Потом можно посмотреть другими глазами»

***

«БЫВАЕТ, РАБОТА ТЕБЕ НРАВИТСЯ, НО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ОНА КЛАССНАЯ. А ОКАЗЫВАЕТСЯ — ОНА САМАЯ ГЛАВНАЯ ДЛЯ ТЕБЯ»,

— Александр Воцмуш, художник, музыкант

Александр Воцмуш. Завтра... Акварель, бумага, 72х52 см, 2008

Александр Воцмуш. Завтра… Акварель, бумага, 72х52 см, 2008

«Просто так никто ничего не скажет»

«Решающее мнение о законченной работе — моё. Но я всегда слушаю. И ребятам говорю: имейте на голове уши, потому что просто так никто ничего не скажет. Я всегда прислушивался — и всё шло как надо. Будто новую лесенку приставил, поднялся, отставил её — и пошёл дальше»

«И кино мы тоже любим!»

«Ритм, лёгкость, энергия — есть и музыкальные, и художественные. И кино мы тоже любим! Мы сняли с Женей, Женя — режиссёр (директор Bratec Lis School Евгений Алфёров), кино на пленэре (похоже, Александр говорит о «выездном» мастер-классе Школы, проведённый художником недавно, в июле, в Черногории). Получился видеоклип на нашу песню — «сделанный на коленочке», но очень обаятельный. Хотелось бы продолжать!»

Видеоклип:

***

«ИМЕЙТЕ НА ГОЛОВЕ УШИ: ПРОСТО ТАК НИКТО НИЧЕГО НЕ СКАЖЕТ»,

— Александр Воцмуш, художник, музыкант

Александр Воцмуш. А потом начался театр боевых действий. Акварель, бумага, 59х47 см, 2010

Александр Воцмуш. А потом начался театр боевых действий. Акварель, бумага, 59х47 см, 2010

Застывшие мультики» киношного человека

«Слова и названия, тесты на моих работах появляются «в процессе» или после. Каждая надпись раскрывает картину. Я считаю, что «картины Воцмуша» — это застывшие мультики или кадры из фильмов. Делать классные мультики (или маленькие фильмы) всегда было моей мечтой. Такой я киношный человек: все мои картинки немножко туда относятся. В каждой есть начало, продолжение, финал, может быть, открытый: каждый по-своему додумывает, что там».

Александр Воцмуш. Игра головой. Акварель, бумага, 98х61 см, 2008

Александр Воцмуш. Игра головой. Акварель, бумага, 98х61 см, 2008

Красивая борода и интересная женщина

«Я не просто играю на гитаре — я сочиняю песенки. Да, песенки, именно так я их называю. Вот: храбрый матрос. Можно представить, да: остров, океан, полузатопленный парусник… И он, с красивой бородой. И — горбатая пьяная шлюха. Женщина — полу-русалка, полу-водяной — у неё ром, матросу деваться некуда; у них происходит роман. И вот мы видим (Александр, словно держа в руках кисть, узнаваемыми уверенными движениями проводит линии в воздухе, как на бумаге): песчаная полоска берега, красивый матрос, интересная женщина рядом с ним — уже есть история. Или: утро (руки художника обозначают линию горизонта и поднимающиеся из-за неё первые лучи рассветного солнца). Утренний свет их освещает. Или — ночь, или вечер — масса вариантов. Что самое первое в голову пришло, то и будет нарисовано на бумаге»

***

«УДАЧНЫМИ Я СЧИТАЮ ТЕ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ МНЕ НРАВЯТСЯ. ВИДНО, ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ ЕЁ ЛЕГКО, НА ПОДЪЁМЕ, ВДОХНОВЛЁННЫЙ»,

— Александр Воцмуш, художник, музыкант

Александр Воцмуш. Ульи. Акварель, бумага, 60х46 см, 2003

Александр Воцмуш. Ульи. Акварель, бумага, 60х46 см, 2003

«И уже знаешь: я её сделаю»

«Удачными я считаю те работы, которые мне нравятся (смеётся). Удачная: видно, что ты сделал её легко, на подъёме, вдохновлённый. Сразу, как проснулся, подошёл — и уже знаешь: я её сделаю. Серьёзно. Быстро, хорошо, всё получается. Бывает — какие-то сомнения. Вчера вечером планировал сделать интересную работу — но что-то не то! Что-то сбило. Ты подходишь к бумаге: надо рисовать, ведь и идея хорошая придумана. А энергия не та. Она растерялась, пока ты сомневался»

***

«ТЫ ПОДХОДИШЬ К БУМАГЕ: НАДО РИСОВАТЬ, И ИДЕЯ ХОРОШАЯ ПРИДУМАНА. А ЭНЕРГИЯ НЕ ТА. ОНА РАСТЕРЯЛАСЬ, ПОКА ТЫ СОМНЕВАЛСЯ»,

— Александр Воцмуш, художник, музыкант

Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 89х63 см, 2008

Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 89х63 см, 2008

Первое правило Братцев Лисов

«Надо радоваться (оборачивается к доске, на которой мелом сам же не так давно написал «Правила Братцев Лисов», зачитывает первый из пунктов), «Радоваться и вдохновлять». Если рядом люди, которые радуются вместе с тобой, вдохновляются и вдохновляют тебя, то всё получается, получается обмен, хороший ток энергии в коллективе. Бывает, просто хороший человек на улице улыбнулся тебе — и тут же «вжжж!»: хочется что-то делать!»

Александр Воцмуш. Снова ты. Акварель, бумага, 69х50 см, 2013

Александр Воцмуш. Снова ты. Акварель, бумага, 69х50 см, 2013

Всё живёт и светится. (Не всем.)

«Мне нравится восточное искусство. Мне нравится Тёрнер (Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, английский живописец (1775—1851), особенно знаменитый легчайшими, тающими акварельными пейзажами. — Bratec Lis School). Что он делает со своими картинами — всё светится, живёт! Затёртость мне не нравится. Что затирать, когда можно — р-раз! (привычным жестом то ли гимнаста, то ли балеруна раскрываются плечи, рука с воображаемой кистью отточенным движением быстро и плавно чертит в воздухе линию). Вот оно уже живёт своей жизнью. И живёт хорошо, весело. Понятно. Но — не всем. Не всем».

***

«НАДО РАДОВАТЬСЯ И ВДОХНОВЛЯТЬ. ЕСЛИ РЯДОМ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РАДУЮТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ, ВДОХНОВЛЯЮТСЯ И ВДОХНОВЛЯЮТ ТЕБЯ, ТО ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ», —

Александр Воцмуш, художник, музыкант

Александр Воцмуш. Ветерок. Акварель, бумага, 55х37 см, 2013

Александр Воцмуш. Ветерок. Акварель, бумага, 55х37 см, 2013

«Я к этому иду»

«Идеальная картина… Что-то такое: движение ветра (уверенный и плавный жест рукой справа налево), движение воздуха (левая рука встречает в воздухе правую, на губах — полуулыбка, глаза, кажется, глядят куда-то за горизонт, хотя перед ними — мольберты, планшеты и стена класса школы). Замирание. «У-у-у!» Вот такое. Я к этому иду. Меньше суеты, меньше «надумок», «надстроек». Небо. Облако. Прозрачно, прозрачно, прозрачно… И — рассыпалось».

 

Александр Воцмуш. Отважный. Акварель, бумага, 73х52 см, 2008

Александр Воцмуш. Отважный. Акварель, бумага, 73х52 см, 2008

Увидеть больше работ Александра Воцмуша, а также приобрести оригиналы и репродукции картин художника, можно на сайте Bratec Lis Art-shop.

Следующий мастер-класс Александра Воцмуша для Bratec Lis School пройдёт в Страсбурге (Франция) с 19 по 25 декабря 2015 года. Узнать подробности и записаться в число участников можно здесь.

Александр Воцмуш. Неудержимый. Акварель, бумага, 75х54 см, 2014

Александр Воцмуш. Неудержимый. Акварель, бумага, 75х54 см, 2014

Интервью: Евгений Алфёров, Наталья Пыхова

Записала: Наталья Пыхова

июль 2015, Bratec Lis School, Москва