Национальный колорит, темперамент и образность в Западной, Северной, Восточной и Южной Европе отличаются так сильно, что иногда с трудом верится, что их объединяет общая география. Анимация в этих регионах тоже очень разноязыкая по характеру, технике, цветовому ощущению и системе символов.
Бескомпромиссная и мрачная восточноевропейская анимация не похожа на хулиганскую и яркую южноевропейскую, а анимация Западной Европы с её склонностью к внятному нарративу и прозрачным аллегориям кажется совсем далекой от северной, где причудливая иносказательность и фрагментарность повествования стали фирменными знаками киноязыка.
Тем не менее, такое разное европейское анимационное кино имеет общие корни и контекст, вдохновляется общими событиями и впечатляется общими большими открытиями в области техники и стиля.
За два вечера вкратце разберем историю анимации разных областей Европы, поговорим о том, что объединяет и разделяет художников из разных европейских стран, постараемся определить национальный характер, присущий регионам анимационной Европы, и, конечно, как обычно, посмотрим много первоклассного анимационного кино!
Онлайн-лекция пройдет в формате Zoom-видеоконференций.
14+
/ На обложке использован кадр из анимационного фильма «Мое бремя», реж. Ники Линдорт вон Бар, (2018) /
Расписание
26 и 27 апреля 2022 с 19:00 до 20:30 мск
26 апреля (вт) 2022 с 19:00 до 20:30 мск: "Анимация Восточной и Северной Европы" (1,5 часа)
27 апреля (ср) 2022 с 19:00 до 20:30 мск: "Анимация Западной и Южной Европы" (1,5 часа)
Требования к участникам
Возраст от 14 лет
Вечер 1-ый. "Анимация Восточной и Северной Европы"
26 апреля 2022, с 19:00 до 20:30, 1,5 часа
Кадр из фильма «Симфония 42», реж. Река Букси (2014)
Времена соцлагеря отложили специфический отпечаток на восточноевропейской анимации. Дух неповиновения и нежелание «встать в строй» кажутся главными двигатели анимационного прогресса в маленьких анимационных державах за железным занавесом.
Из нежелания делать детское или конъюнктурно-сатирическое кино по госзаказу родилось очень много великих открытий и знаковых фестивальных фильмов, которые поразили большой мир за пределами социалистической зоны влияния.
Когда стена рухнула и свобода захлестнула Восточную Европу, бывшие страны "Вишеградской четверки" доказали, что когда противостоять нечему, им тоже есть про что сказать. Сейчас венгерская, польская и чешская анимация остается такой же шокирующе свободной и бескомпромиссной, непредсказуемой и экзотической, как и во времена, когда она прорывалась сквозь цензуру. Тем не менее, общеевропейский контекст тоже внёс свои коррективы в повестку, дав авторам новую почву для размышлений.
Скандинавская анимация, пожалуй, самая загадочная и малоизученная среди европейских, и поэтому особенно интересно поговорить о ее характере и разобраться, как видят мир художники Севера. А если по делению на регионы, причислять к странам Северной Европы еще и Эстонию с Латвией, то закономерности и общие тенденции становятся яснее. Парадоксальное мышление и уникальное чувство юмора позволили аниматорам с Севера создать, наверное, самую самобытную, застающую врасплох, сумасшедшую, удивляющую, анимацию в мире.
«Братья медвежье сердце», реж. Рихо Унт(2005)
Вечер 2-ой. "Анимация Западной и Южной Европы"
27 апреля 2022, с 19:00 до 20:30, 1,5 часа
Кадр из фильма «Кошачья жизнь», реж. Ален Ганьоль (2017)
Страны Западной Европы, с их богатой культурной историей и главенствующим в мире ощущением прекрасного, во многом задают тон и в анимационном мире. Но Францию, Голландию, Британию и Германию нельзя назвать однозначно единомышленниками в понимании новейших стилистических и жанровых тенденций. Каждая из этих стран имеет собственное анимационное лицо, в которое мы попробуем заглянуть.
Южная Европа, которую в рамках лекции мы будем трактовать как Испанию, Италию, Португалию и Грецию, неспроста оказалась завершающей в нашем списке. Анимация в этих странах, пожалуй, самая жизнеутверждающая и радостная, похожая на самих жителей региона. Яркое колористическое решение, обилие этнических мотивов, зажигательное музыкальное оформление и жизнеутверждающий месседж прекрасно подойдут, чтобы задать завершающий аккорд нашего показа.
Кадр из фильма «Жестокий дом», реж. Джон Ходжсон (2018)
Кадр из фильма «Сорока-воровка», реж. Эмануэле Луццати (1964)
Группа
Не более 100 человек.
Преподаватель Мария Тарамаева
направление:
анимация
профессиональный стаж:
14 лет
Художник, аниматор, журналист, теоретик анимационного кино, преподаватель анимации.
Закончила театроведческий факультет ГИТИС в 2008 году. С 2007 года пишет статьи об анимации.
В 2013 году закончила Театрально-Художественный Колледж по специальности «художник-аниматор».
С 2011 года – ведущая клуба любителей анимации «Аниманьяк».
С 2012 года ведет мастер-классы по рукотворным анимационным техникам.
Работает в авторской и коммерческой анимации.
Отзывы
Очень понравилась лекция по британской анимации. Смотрела для расширения своего кругозора. Интересная подача, много нового почерпнула для себя. Спасибо большое!! Мария крутая!
Анастасия Парк, художникОнлайн-лекция «Британская анимация за 2 часа»
Лекция - краткий экскурс в историю британской анимации. Я человек вне индустрии и иллюстрации в целом - мне было интересно послушать. И я получила удовольствие. Открыла для себя новые имена, новые термины, новые знания. Получила множество ответов на вопрос: "Что посмотреть?" )) Спасибо за замечательную лекцию!
Елена, библиотекарьОнлайн-лекция «Британская анимация за 2 часа»
Очень содержательно, невероятно интересно, вдохновляюще!
Катерина Зарубина, Преподаватель в детской художественной студии
Лобня Лекция по анимационным техникам с Марией Тарамаевой
Давно искала курсы или лекции об истории анимации, различных школах анимации, хоть что-то об анимации. Очень рада, что курс начался и идет все дальше. Мария прекрасный вдохновенный лектор. Она знает и любит предмет, терпеливо объясняет и много прекрасных работ показывает. Каждый раз хочется еще что-то узнать. Анимация находится в очень узком круге внимания, и если ты не принадлежишь ему, информации не найдешь. Мало русскоязычных книг по истории и специфике школ, анимации разных стран. Эти мини-циклы лекции просто подарок)
Евгения Толстикова, редактор производства на ТВ
МоскваЛекции по анимации с Марией Тарамаевой
Мне очень нравится подход Марии, я прежде уже успела поучиться анимации, но такого толкового рассказа прежде не слышала. Мария говорит по существу, со знанием и теории, и практики, со знанием современного положения дел в профессии. Очень ей благодарна.
Дарья Юрищева, художник-аниматор
МоскваЛекции по анимации с Марией Тарамаевой
Как проходят онлайн-занятия
За 1 час до начала мероприятия вы получите на электронную почту ссылку на вход в вебинар.
Зайти в вебинарную комнату можно будет за 15 минут для технической проверки.
Вопросы можно будет задать в чате вебинара.
Для участия Вам потребуется ПК или смартфон, но ПК предпочтительнее с доступом в интернет на скорости от 2 Мб/с.