Роджер Дувойсин — американский автор книг и художник-иллюстратор швейцарского происхождения. Наибольшую известность получил за детские иллюстрированные книги. Дувойсин создал как автор и иллюстратор более 40 книг, проиллюстрировал более 140 книг для детей. В 1968 году получил высокое признание заслуг и медаль за второе место на биенале премии детских иллюстраторов имени Ганса Христиана Андерсена. В качестве иллюстратора работал для журнала New Yorker.
Дувойсин родился в 1900 году в Женеве, Швейцария. Был женат на швейцарской художнице Луизе Фатио. Юный Дувойсин рано стал проявлять интерес к изобразительному искусству, музыке, чтению. Посещал музыкальную и художественную школы в Швейцарии и Франции. Получил образование в Высшей Государственной Школе декоративных искусств в Париже. Его первыми работами были: разработка декораций, создание текстиля и роспись стен. В 1925 году был менеджером французского завода керамики. Талант художника в дизайне текстиля подарил ему возможность переехать в США для работы в Maillinson’s Silk Company. В 1927 году они совместно с женой переехали в Нью-Йорк. Так он стал американским художником, а в 1938 году американским гражданином.
Спустя четыре года после переезда в Нью-Йорк, текстильная компания, в которой работал художник, вышла из бизнеса. В разгар Великой Депрессии художник остался без работы, с женой и двумя маленькими сыновьями. Тогда, сын президента компании показал рукопись Дувойсина, посвящённую своему сыну, издателю Чарлюзу Скрибнеру, который опубликовал книгу под названием “Рисовал маленький мальчик” в 1932 году. Его следующая книга “Ослик Донки”, опубликованная в 1933 году стала хитом продаж. С успехом ослика Дувойсин осознал, что находится на верном пути.
В США Дувойсин выполнял много работ для журналов. Причём, его стиль журнальных иллюстраций настолько иной, что невозможно признать в них иллюстратора детских книг, а порой, вообще связать с личностью того же художника. Иные же журнальные работы лёгкие, яркие и красочные, очень напоминают книжные иллюстрации Дувойсина. Его обложки для New Yorker отличаются от книжных рисунков более сложными композициями, детализацией и чуть усложнённым исполнением. Некоторые работы, которые он выполнял во время Второй Мировой Войны пропитаны тёмной, мрачной, напряжённой атмосферой, что, также, разнится с его классическими книжными иллюстрациями.
За иллюстрирование книги “Белый снег, Яркий снег”, написанной Элвином Трессельтом, в 1947 году получил медаль Калдекотт. На Ежегодной Премии Американской Библиотечной Ассоциации был признан иллюстратором года, автором “самой выдающейся американской иллюстрированной книги для детей”. В 1965 году их сотрудничество в книге “Прятки в тумане” принесло одно из трёх призовых мест награды Калдекотт. Работы Дувойсина четыре раза становились лучшими иллюстрированными детскими книгами года по версии New York Times. Его книги 17 раз попадали в список пятидесяти лучших книг года по версии Американского Института Графического Искусства. За выдающийся вклад в детскую литературу, он получил премию Общества Иллюстраторов в 1961 году. Получил премию Рутгерса в 1966 году. Награждён серебряным медальоном Университета Южного Миссисипи в 1971 году и наградой Kerlan премии Университета Миннесоты в 1976 году.
Его супруга Луиза Фатио написала, а он проиллюстрировал книгу “Счастливый лев”, изданную McGraw-Hill в 1954 г. Это была ее первая книга и первая из десяти книг “Счастливый Лев” созданных вместе (1954-1980). Кстати, наиболее известен Роджер Дувойсин именно как иллюстратор “Счастливого Льва”, несмотря на обширнейший список других работ. Немецкое издание книги(Der glückliche Löwe) выиграло в 1956 году первый приз Deutscher Jugendliteraturpreis. В совместной работе с Луизой Роджер находил как радость, так и огорчение. Он очень ценил её чуткий глаз и ценную критику. Иногда ему стоило труда принять мнение жены, и, в итоге, она всегда оказывалась права.
Роджер Дувойсин очень успешно и плодотворно работал со многими авторами. Кроме одиннадцати книг, созданных в соавторстве с супругой, он работал с: Элвин Р. Трессельт, (девятнадцать книг), Мэри Калхун (пять книг), Шарлотта Золотов (четыре книги), Кэтлин Морроу Эллиот (три книги), и Аделаида Холл (три книги).
Дувойсин написал и проиллюстрировал успешную серию с участием гусыни Петунии, бегемота Вероники, ослика Донки, пингвина Гектора. В 1961 году художник получил награду от Общества иллюстраторов. В 1966 году Дувойсин получил награду Rugers Bi-Centennial.
Его книги были опубликованы The Bodley Head Ltd в Лондоне, Сиднее и Торонто.
Интересно узнать, с чего и как художник начал свою плодотворную бессмертную жизнь в искусстве книжной иллюстрации. Роджер рассказывал, что любил рисовать, как и большинство детей. Любимым объектом его рисунков в детстве были галопирующие лошади. Он тщётно трудился, пытаясь изобразить копыта, но они всегда больше походили на обувь не по размеру. К счастью, у его дяди был особый талант к рисованию лошадей. И юный Дувойсин всегда с нетерпением ожидал дядю в гости, чтобы тот наполнил листы изображениями великолепных лошадей, гарцующих на своих прекрасных элегантных копытах. Рисование деревьев также погружало Дувойсина в отчаяние. Трудно представить, что с таким огромным количеством листьев в кроне их вообще возможно нарисовать! Ему было грустно смотреть на свои деревья, с ветвей которых листья свисали как ёлочные украшения. Но тут ему на подмогу снова приходила семья. Кума, которая была известным эмальером, сказала, что знает трюк, который всегда помогает, и показала его. После этого деревья стали значительно реалистичнее. На многочисленных работах мы можем убедиться, что Дувойсин стал истинным мастером в изображении деревьев.
Иллюстрации художника имеют ряд характерных особенностей. Так, героями его книг, как правило, становятся животные. Он любил животных, одухотворял в своих работах, и в 1939 году купил ферму в Нью-Джерси, откуда он мог легко добраться до работы в Нью-Йорке, при этом проводить достаточно времени ближе к природе и животным. Художник настолько точно передаёт характер животных, что, кажется, его картинки могут хрюкать, кудахтать, мычать, лаять. Стиль Дувойсина свежий, свободный, несёт ощущение комфорта. Иллюстрация выглядит такой лёгкой, непосредственной и невесомой, что, кажется, её создание не требует особенных усилий со стороны художника. Он использовал в своих работах ограниченную палитру для создания умиротворяющих, уютных иллюстраций. Его чёрно-белые графические работы свободные и лёгкие, но никогда не небрежные и неаккуратные. Одним из фирменных знаков Дувойсина, проявившимся во многих его проектах, стало замечательное чувство юмора. Довольно искушённое, но беззлобное и любящее. Книжные обложки он часто оформлял, используя всего несколько цветов, несколько простых линий и пятен и непременное чувство юмора. Как ни странно, такой лаконичной, плакатной простотой ему удаётся намекнуть, рассказать о том, какая история скрывается за обложкой. Необходимо быть большим мастером, обладать очень цепким и точным стилем, чтобы транслировать простоту, детскую наивность, оставаясь при этом сложным и содержательным.
Умер в июне 1980 в Нью Йорке.
Текст подготовила Валерия Ольховская
https://www.instagram.com/vao_lera/