Как Питер Брейгель оживил 118 пословиц на одной картине

Сегодняшний рассказ будет о знаменитом  голландском художнике Питере Брейгеле Старшем.

Портрет Питера Брейгеля Старшего. Ян Вирикс 1575

Что мы знаем о нем? Точная дата рождения неизвестна, но принято считать, что родился Брейгель примерно в 1525 году, и почти всю жизнь жил и работал в Антверпене. Брейгель относится к мастерам Северного Возрождения, в то время находящегося  уже на пике своего развития и понемногу уступающего  место искусству барокко и академизму. Иногда Брейгеля называют наследником, в кавычках конечно, Иеронима Босха, чьи гравировальные копии, он, к слову, одно время подделывал и продавал.

Брейгель родился в семье, где уже было несколько художников, так что можно сказать, что его судьба была предопределена. Его сыновья тоже стали живописцами. Конечно, они не смогли сравниться со своим отцом по значимости вклада в историю искусства, но тем не менее, оставили для нас много своих работ, часть из которых были списками с произведений отца. Чтобы лучше разбираться в Брейгелях, стоит запомнить прозвища, которыми их наградили искусствоведы, и которые очень емко характеризуют их творчество. Так, Питер Брейгель Старший имеет определение “Мужицкий” за то, что изображал в основном крестьян и их быт. Его сын Питер Брейгель Младший именуется “Адским”. Второй сын Ян Брейгель Старший  — “Бархатным”.

Как и всех художников эпохи Возрождения, Питера Брейгеля Старшего в первую очередь интересовал человек, со всеми своими противоречиями, пороками и добродетелями. И, если его предшественник Иероним Босх на своих произведениях давал недвусмысленную оценку грехам, и показывал, что ждет грешника, то Брейгель как будто смотрит на все со стороны, просто констатируя факт многогранности жизни, со всеми хорошими и плохими сторонами.

Питер Брейгель нашел совершенно новаторский подход, он дает свой художественный рассказ через фольклор — пословицы и поговорки, которые оживают на его картинах. Этот вид народного творчества был чрезвычайно популярен, их собирали, записывали и публиковали. В 1500 году философ Эразм Роттердамский издал сборник пословиц. Не будем забывать, что в 16 веке люди были не избалованы визуальной информацией, поэтому несложно представить, какое изумление вызывали у современников работы Брейгеля, которые нужно было смотреть как фильмы и разгадывать зашифрованные смыслы. Не менее интересна и важна его трактовка пейзажа. Для него пейзаж был самостоятельным выразительным объектом, а не просто фоном. Всем работам присуща максимальная деталировка,  и специфическая светотеневая, цветовая и композиционная моделировка. Характерной чертой его работ можно назвать диагональное деление композиции, что придает большую динамику картине. Живописцы следующих поколений, несомненно, опирались на наследие Брейгеля и развивали его художественные приемы. 

Рассмотрим более подробно одну из самых значимых работ Брейлеля “Фламандские пословицы” 1559 года, размеры 117х163 см, написана маслом на дереве.  На первый взгляд, картина кажется бессмысленным набором огромного количества персонажей, занятых своей обычной бытовой жизнью, и помещенных в городской пейзаж 16 века. На самом деле на картине проиллюстрированы 118 пословиц и поговорок, которые словно оживают и показывают жизнь и нравы общества со всей прямотой и неприглядностью.

Фламандские пословицы. Питер Брейгель Старший

Брейгель мастерски управляет взглядом зрителя. Первым делом бросается в глаза дом, расположенный слева, как самое светлое и крупное пятно. Крыша покрыта … пирогами — иллюстрация голландской пословицы — “крыть крышу пирогами/тортами”  — то есть, быть очень богатым и бессмысленно транжирить деньги.

Ниже в окошке мы видим целующуюся пару и метлу. “Вставить метлу” означает развлекаться пока никого нет дома.

На следующем фрагменте мы  видим несколько крылатых выражений: “водить друг друга за нос”, “жребий брошен”, “как карта ляжет”, “мир перевернулся”, “испражняться на мир”, что значит, относиться ко всему пренебрежительно.

В левом нижнем углу мы видим женщину, которая занята весьма странным делом. “Привязать черта к подушке” — означает уметь договориться с кем угодно. Рядом с женщиной странный персонаж грызет … колонну! “Грызть колонну” значить быть религиозным фанатиком. Женщина, несущая в одной руке горящие угли, а в другой ведро с водой, иллюстрирует поговорку “нести в одной руке огонь, в другой воду”, то есть быть двуличным. Правее — “биться головой о стену” не нуждается в пояснениях. 

Еще один интересный персонаж иллюстрирует сразу три поговорки: “быть вооруженным до зубов”, “кусать железо” — обманывать, и “повязывать коту колокольчик” — совершать опрометчивый поступок.

В центральной части композиции у нас: “стричь свинью”, то есть заниматься бессмысленной работой. Также мы видим человека, разбрасывающего цветы перед свиньями, скорее всего это отсылка в Евангельскому: “не мечите бисера вашего перед свиньями”.   Женщина надевает на мужчину синий плащ, “надевать  на мужа синий плащ” — значить изменять. “Закапывать колодец после того, как теленок утонул” — аналог русского “гром не грянет — мужик не перекрестится”. “Вертеть мир на пальце”  — быть хозяином положения. “Кланяться, чтобы преуспеть в мире” —  фраза о лицемерии.  

Кстати, Брейгель дважды изображает перевёрнутый мир, как бы показывая, что на картине искаженная реальность. В правом углу женщина “надевает на Христа льняную бороду”, то есть прикрывается поддельным благочестием.

На среднем плане у нас следующие иллюстрации: “рыбачить мимо сети” — то есть упускать выгоду, “всегда найдется рыба побольше”,  “не выносить бликов на воде” —  ревновать к чужим успехам, “плыть против течения”, “держать угря за хвост” — то есть заниматься очень трудным делом. “Ходить вдвоем в  один нужник” — быть в полном мире и согласии, а вот “нужник над водой” — означает очевидное дело.

Обратите внимание, что благодаря диагональному делению композиции, Брейгель задает направление движения нашего взгляда, уводя от переднего плана вверх по дороге, переходя реку, к морю и сверкающему солнцу. Плотность расположения персонажей становится все реже и реже по ходу удаления от зрителя. На самом дальнем плане виднеется силуэт крошечного храма, залитого солнечным светом. Несомненно, все полотно это аллегория пути от греха к божественному свету.

И это только малая часть того, что зашифровал великий художник на своей картине. Удивительно и то, что “Фламандские пословицы” являются памятником не только живописи, но и словесности, потому что многие выражения были забыты и расшифрованы только благодаря картине Брейгеля. Считается, что здесь скрыто гораздо больше пословиц, и искусствоведы до сих пор ведут работы по расшифровке этого уникального произведения.