Открываем рубрику про историю изобразительного искусства рассказом об искусстве плаката и его отце — Анри де Тулуз-Лотреке.
Кем же был Тулуз-Лотрек? Анри родился в 1864 году, его отец, граф Де Тулуз-Лотрек-Монфа происходил из знатного аристократического рода. В возрасте 13 лет мальчик ломает шейку бедра правой ноги, а еще через год — левой. После полученных травм ноги перестали расти, из-за этого во взрослом возрасте его рост составлял около 152 сантиметров, а тело было непропорциональным. Есть версия, что причиной такой хрупкости костей было генетическое заболевание, обусловленное близкородственными браками в его роду, но достоверно это неизвестно. Родители тяжело переживали физический дефект сына, который закрыл ему дорогу к военной карьере.
![](https://www.bl-school.com/blog/wp-content/uploads/2022/01/Лотрек-553x800.jpg)
В 1882 году Анри переезжает в Париж, селится на Монмартре и окунается в творческую жизнь местной богемы. Париж в это время переживает новый расцвет. Перестроенный из грязного и тесного города трущоб в середине XIX века по проекту Барона Османа, Париж приобретет свой парадный облик с широкими прямыми проспектами и нарядными типовыми домами. Все это способствует бурному развитию городской культуры и распространению развлекательных заведений. Открываются многочисленные кабаре и бары, а улицы пестрят афишами, зазывающими господ весело провести время.
К этому моменту изобразительное искусство переживает одну из самых значительных трансформаций за свою историю. К середине XIX века набирает обороты индустриализация. Мир уже увидел фотографию, которая начинает стремительно развиваться, постепенно отвоевывая у живописи функцию фиксации реальности. Уже пережил свой расцвет импрессионизм, и мастера ищут новые пути художественной выразительности. Появился постимпрессионизм, который в отличии от импрессионизма практически полностью отказался от оптической объективности. Анри вдохновляется творчеством Поля Сезанна и Эдгара Дега, и создает свои произведения, на которых изображает сцены из жизни Монмартра и его обитателей — танцовщиц, фланёров, посетителей кабаре и баров, собственно, людей из того мира, к которому он сам и принадлежал. Надо сказать, что Тулуз-Лотрек был непревзойденным мастером отразить на своих картинах характер и внутренние переживания героев. На них мы видим не абстрактные образы, а конкретных людей с их сложными судьбами и тонкой душевной организацией. Возможно, из-за того, что Анри был сам отверженным, он как никто другой мог понять чувства своих персонажей.
![](https://www.bl-school.com/blog/wp-content/uploads/2022/01/Ля-Гулю-с-подругами-входит-в-Мулен-Руж-607x800.jpg)
В 1883 году проходит выставка японского искусства, которого не видели в Европе прежде. Все из-за железного занавеса, за которым жила Японии вплоть до 1867 года. Японская графика, развивающаяся автономно от остального мира, производит огромное впечатление на всех художников и Тулуз-Лотрека в частности. Она далека и от реализма, и от импрессионизма, и представляет собой как будто застывшую иллюстрацию пейзажей или бытовых сцен. Японские мастера работают с линией и локальными заливками, практически полностью пренебрегают светотеневой моделировкой и растяжками цветов, набор которых сведен к минимуму. Японское искусство оказывает огромное влияние на работы Лотрека именно в жанре плаката.
![](https://www.bl-school.com/blog/wp-content/uploads/2022/01/The_Great_Wave_off_Kanagawa-800x552.jpg)
В это время многочисленные увеселительные заведения Парижа активно конкурируют между собой, пытаясь привлечь внимание потенциальных посетителей в первую очередь своими афишами. Вначале, плакат был текстовым, сообщающим дату и место проведения мероприятия, но затем становится все более ярким и художественным. В 1889 году открывается знаменитый Мулен Руж, завсегдатаем которого становится Анри де Тулуз-Лотрек, и для которого создает свои удивительные плакаты. Конечно, Лотрек был не первым создателем художественных афиш, но именно он вывел этот жанр на новый уровень.
![](https://www.bl-school.com/blog/wp-content/uploads/2022/01/Henri-de-Toulouse-Lautrec-with-Tremolada-standing-next-to-Jules-Cherets-1889-poster-800x683.png)
![](https://www.bl-school.com/blog/wp-content/uploads/2022/01/Ля-Гулю-афиша-516x800.jpg)
Одна из первых его работ изображает звезду Мулен Руж — танцовщицу Ля Гулю в окружении толпы зрителей. Эта работа является прекрасным примером того, как Тулуз-Лотрек, впитавший идеи постимпрессионистов, и вдохновленный японской графикой, создает уникальное для его времени произведение. Как и японцы, Лотрек работает линией и локальными заливками, используя всего несколько цветов. В центре — Ля Гулю, которая закружилась в своем фривольном танце, зрители же слились в единую черную массу. Ярким акцентным красным он несколько раз повторяет надпись: Мулен Руж, Мулен Руж, Мулен Руж. Все в плакате как будто кричит: именно ТЫ можешь быть участником этого праздника жизни! В этом и состоит уникальность афиш, созданных Лотреком: при помощи минимальных средств он достигает максимальной выразительности.
Давайте рассмотрим еще несколько примеров его работ:
Увы, Анри де Тулуз-Лотрек прожил недолго, умер в 36 лет, причиной смерти стала его разгульная жизнь. Тем не менее, он оказал огромное влияния на развитие плакатного искусства и является одним из самых ярких представителей постимпрессионизма.