Рисунок обнажённой натуры

Рисуя человека, мы обращаемся к живому объекту, поэтому первым важным моментом становится изображение именно живой натуры, непосредственное наблюдение и контакт. В начале обучения полезно делать небольшие трёхминутные скетчи, постепенно переходя к серьёзным штудиям. Однако, не следует забывать, что излишняя проработанность может “заморозить” рисунок, изображение начинает выглядеть как статуя и становится мёртвым.

Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс
Франсуа Буше
Франсуа Буше

Оптимальным является освещение модели одним источником света. Ещё старые мастера обнаружили, что наилучшее освещение для создания необходимой глубины и формы изображаемого обеспечивает один источник света. Лучше всего — высоко над моделью, немного сбоку.

Симон Вуэ
Симон Вуэ

Самые важные знания при рисовании фигуры: пропорции человеческого тела и анатомия человека. Вы можете отследить, что в рисунке обращаете внимание только на то, что уже хорошо знаете. Мы так устроены, что видим только то, что уже знаем. Сначала мы видим только контуры фигуры. Когда обращаем внимание на тени, стараемся передать форму и объём в своём рисунке. Зная строение мускулов, связок и костей, мы начинаем их видеть и включаем в свой рисунок.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Существует безграничное множество техник и способов рисования. Попробуйте использовать все средства и методики, которые вам нравятся, вызывают отклик. Важнее всего не то, чем мы рисуем, а как мы это делаем.

Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон

Пропорции тела

Конечно, не существует одинаковых типовых людей. Однако, знание общих пропорций значительно упрощает рисование. У классических греческих фигур и фигур эпохи Ренессанса рост составляет восемь размеров головы, а размер головы используется в качестве единицы измерения. В природе, средняя длина человеческой фигуры составляет семь с половиной длин голов, однако, фигура в восемь размеров выглядит на рисунке благороднее и её удобнее измерять.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

У классической мужской фигуры ширина плеч составляет два размера головы, а бёдер — полтора размера. У женской наоборот: бёдра — два размера головы, плечи — полтора.

Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон

Некоторые кости проступают на поверхности кожи и становятся важными опорными точками для рисования, при оценке пропорций. На худом теле они выступают, на полном выделяются в виде ямочек.

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Передача формы

Изображая любые объекты живой или неживой природы, мы рассматриваем их или их части как простые фигуры. Части человеческого тела имеют формы цилиндра или сферы. Все угловые плоскости тела всегда завершаются мягкими скруглёнными краями. Рисуя торс или палец(в основе обеих частей тела цилиндр), мы решаем одну и ту же задачу на передачу формы. Где нам важно чётко представлять соотношение света и тени.

Легче всего рассмотреть эти отношения на примере освещённой сверху и сбоку сферы. Средним тоном мы называем общий оттенок освещённой области. Это, как правило, 80% нашего изображения. Наиболее яркая часть, выделенная светом, располагается ближе всего к источнику света. Область, обращённая в сторону, противоположную от источника света, называется тенью. Самая тёмная тень лежит на границе со средним тоном, это “акцент тени”. Область на нашем рисунке, лежащая у “границ” сферы будет светлее, так как на неё даёт рефлекс фон или другие расположенные рядом предметы. Сфера будет отбрасывать падующую тень на фон или расположенные рядом предметы. По насыщенности такая тень темнее всего рядом с самой сферой. Насыщенность смягчается, становится более светлой и диффузной, к краям отбрасываемой тени. От самого светлого к тёмному оттенки можно расположить таким образом: блик, самый яркий свет, средний тон, отражённый свет(рефлекс), тень, падающая тень, акцент тени, начало падающей тени.

Рафаэль Санти
Рафаэль Санти

По отбрасываемым теням можно определить как объекты соотносятся друг с другом.

Большинство старых мастеров использовали один источник света, получая три четверти освещённого пространства и одну четверть тени.

Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн

Формы тела

При изучении форм тела важно уяснить и держать в голове, прежде всего, как женская фигура отличается от мужской. У женщин обычно больше жировой ткани, это придаёт форме их тела и теням мягкий округлый вид. Кости обоих скелетов одинаковы, за исключение бёдер, но у женщин они меньше. Черты лица у женщин тоньше, шея изящнее и визуально выглядит более длинной, ключицы располагаются более горизонтально, а формы мускул на груди и плечах не просматриваются. Грудь лежит поверх мускул груди, различаясь по форме и строению. Женская талия выше, чем мужская, а ягодицы тяжелее, их линии плавнее. Пупок расположен ниже талии и глубже утоплен в живот.

Пьер Поль Прюдон
Пьер Поль Прюдон
Павел Петрович Чистяков
Павел Петрович Чистяков

У мужчин сильнее выдаётся челюсть, шея толще, плечевые мышцы больше. Ключицы вытянуты и указывают своими кончиками на верхнюю часть плеча. Размеры рук и ног, относительно размеров тела, больше, чем у женщин. Мужской скелет крупнее, а мышцы более развиты. Меньше жировой ткани, что придаёт фигуре более угловатый вид.

При рисовании стоящей фигуры, нам не нужно учитывать перспективу, в этом случае нам легче пользоваться своими знаниями о стандартных пропорциях.
Существует три способа постановки фигуры: с опорой на одну ногу, когда вес равномерно распределён на обе ноги, с опорой на одну ногу, другая поднята.

Иван Николаевич Крамской
Иван Николаевич Крамской
Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин

Когда вес тела перенесён на одну ногу, бедро с этой стороны располагается выше, чем с другой. Другая нога обеспечивает равновесие тела. Плечи обычно образуют противоположный угол, обеспечивая баланс фигуры. Это, так называемая, поза противостояния. Когда вес тела равномерно распределён, плечи образуют прямую линию.

Мариано Фортуни
Мариано Фортуни
Пьер Поль Прюдо́н
Пьер Поль Прюдон

В большинстве случаев, высота сидящей фигуры составляет шесть размеров головы: четыре на торс и две на ту часть ноги, которая расположена не в перспективе. Вес тела переносится на ягодицы и бёдра, что делает их более плоскими.

Павел Петрович Чистяков 2
Павел Петрович Чистяков
Иван Николаевич Крамской
Иван Николаевич Крамской
Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин

Когда фигура стоит на коленях, вес распределяется на оба колена или на одно, а также, иногда, на локти или кисти рук. Высота фигуры составляет шесть размеров головы. Фигуры в коленопреклонённых позах могут быть очень выразительными.

Довольно сложно изображать фигуру, сидящую на корточках. Такая поза даёт ощущение ожидания действия. Распределение веса тела носит временных характер. Трудно рисовать руки и ноги в сложной перспективе.

Рисование лежащей фигуры представляется наиболее сложной задачей из-за необходимости изображения форм тела в перспективе и различных ракурсах. Самой главной трудностью становится соблюдение пропорций. Трудно пользоваться правилом восьми голов, из-за того, что восприятие лежащего человека не так привычно, как стоящего. По-видимому, самый простой способ заключается в том, чтобы разделить протяженность фигуры на половины, потом на четверти и отметить опорные точки.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Никола Бернар Леписье
Никола Бернар Леписье
Луи де Булонь
Луи де Булонь

При работе над изображением фигуры человека в перспективе, важно не находиться слишком близко к объекту, так как слишком близкое расположение визуально искажает пропорции. Важно найти части тела, которые находятся на одной линии.

Чтобы создать впечатление движения фигуры, следует рисовать её свободно, не углубляясь в проработку деталей. Необходимо уловить основную линию жеста. Изображение движения бывает трёх характеров: подготовка к движению, само движение и момент, когда оно произошло. Фигура должна выглядеть несбалансировано для придания движению реалистичности.

Микеланджело Буанарроти
Микеланджело Буанарроти
Микеланджело Буанарроти
Микеланджело Буанарроти
Микеланджело Буанарроти
Микеланджело Буанарроти
Никола Бернар Леписье
Никола Бернар Леписье
Никола Бернар Леписье
Никола Бернар Леписье
Никола Бернар Леписье
Никола Бернар Леписье

 

Текст подготовила Валерия Ольховская